00:00, 1 октября 2004 года

В сопровождении ангела

Нина Ивановна коренная русачка, волжанка, приехала в Ставрополь в 1975 г. Родилась она в селе Журикино близ Кинешмы, что в Ивановской области. Из воспоминаний детства осталась память о большой дружной семье, где женщины шили, вязали, вышивали. Прадеды занимались росписью палехских шкатулок. Ее дедушка был искусным мастером-краснодеревщиком.

Приволжье возле Кинешмы удивительно красиво. Хвойные деревья, чередующиеся с лиственными, мелкие равнинные речки-притоки Волги медленно текут среди зеленых лугов. По воспоминаниям Нины Ивановны, на этих речках были бревенчатые мосты, где по вечерам сходилась на спевки молодежь. Звуки гармошки и песен раздавались далеко, гулко. Напротив их большого дома стояла красивая белокаменная церковь, откуда слышались торжественные звуки богослужений. На лугу водили хороводы. Славили солнце, мир, природу. Память об этом навсегда запечатлелась в сердце художницы. Школу Нина Ивановна закончила в Чувашии, в Чебоксарах, где шесть лет училась в художественной студии, руководимой известным художником В. Тюхматьевым. Потом поступила и блестяще окончила художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института. Ее учили два ученика Б. Иогансона – народный художник России П. Павлов и художник Н. Овчинников. Тема диплома, разумеется, сельская – «Сенокос».

Работы ее пользовались успехом на республиканских, зональных городских выставках. Писала пейзаж Чувашии, параллельно занималась акварельной живописью. Времена тогда были добрые. Государство заботилось о своих творцах, предоставляло им творческие возможности. В 1975 г. на творческой даче поселка Горячий Ключ Краснодарского края Нина Ивановна встретила двух молодых художников-ровесников М. Заводнова и Л. Алмосова. Соперничая, победил Лев Алмосов и увез свою невесту в Ставрополь. В 1976 г. родился сын Артем, сегодня и он уже тоже – интересный художник.

Время было молодое, веселое, работа спорилась, выставка за выставкой – ни одну не пропускала художница, в каждой принимала участие. Особенно интересно было ездить по селам Ставрополья, выполняя творческие задания Союза художников. Кого только не повидала в эти годы – хлеборобов, доярок, трактористов, ударников труда. Портреты – а за ними судьбы. Судьбы, наполненные мужеством, терпением, благородством. Все это интересно было узнавать, изучать, отражать в своих картинах. Потом делались молодежные выставки-отчеты. О них писали газеты.

В 80-е годы Нина Алмосова увлекается графикой. Она, крепкий рисовальщик, делает много графических портретов (членов своей семьи, детей, женщин), работает в технике монотипии (гравюры на стекле). Работы ее проникнуты лиризмом, любовью к природе, представляют органичное сочетание пейзажа и портрета, парных портретов. Тогда появляются ее известные монотипии «Тишина», «Эмма Бахмацкая с сыном». Гравирует она и целые серии, посвященные сыну, друзьям, товарищам-художникам, ученикам, хлеборобам. Как график она и вступает в 1983 г. в Союз художников СССР.

В середине 80-х Нина Ивановна и Лев Иванович часто пишут совместные работы. Их творческий дуэт словно дополняет дуэт семейный: удивительное созвучие сердец, духовная гармония отличают эти произведения. Среди которых и жанровые работы – «Дети войны», «Весна», «На полях Ставрополья», и натюрморты, и пейзажи. Большое количество работ закупается. Есть они и в фондах Ставропольского музея изобразительных искусств, и в фонде Союза художников.

Следующее десятилетие Н. Алмосова, уйдя от практики совместных работ, выходит на новые рубежи творчества. В картинах художницы появляются философская глубина, завершенность замысла, необычное для «женского» творчества законченное, блистательное мастерство. Натюрморты, написанные в 90-е годы, отточены по форме. Завершены в деталях, обдуманы по сочетанию цветов. Это пиршество для гурмана, любителя классики. Лаковая поверхность стекла соседствует с топорщащимися сосновыми веточками, благоухающие цветущие ветки, желтые лимоны, орехи, первые весенние цветы написаны мастерски, совершенно. Творчество Алмосовой типично женское. Как у всех женщин, оно пронизано лирикой, глубокой обдуманной любовью к миру, желанием уберечь этот мир, сохранить красоту для зрителя.

В картинах доминирует мотив слияния с природой, близкой художнице с детства. Нина Ивановна убеждена, что зрелище прекрасных пейзажей вызывает в людях высокие чувства. В ее «Звуках моря» юные прелестные девушки слушают шум раковин у моря. В работе «Август. Пора ветров» женщина с тревогой и вниманием всматривается в ветреный пейзаж, как бы стараясь уберечь своего сына, сидящего поодаль, от какой-то беды. А в «Сопричастности» художница соединяет античные барельефы, юного иконописца и ангелов, охраняющих его.

Нет, не случаен Ангел на ее картинах. Этот Ангел – он и хранитель души, он и некий оберег судьбы, он и символ любви, веры и надежды. Как это важно каждому из нас, а художнику в особенности.

С. БАРЕР