00:00, 17 сентября 2004 года

Кавказская тайна

На протяжении уже почти 10 лет мне приходится близко общаться с летчиками Буденновского вертолетного полка, многие из них стали моими хорошими друзьями. И за это время я уяснил одно железное правило: с ними бесполезно заранее договариваться о встрече. Даже на завтрашний день. И не потому, что они в силу своих профессиональных традиций суеверны. Просто в любой час летчику может поступить команда на боевой вылет, и тогда какой смысл – накануне сверять часы.

Если хочешь найти нужного человека, – иди в полк, езжай на военный аэродром или лети в Ханкалу. Примерно по такой схеме я искал подполковника Игоря Кукка, недавно награжденного орденом Мужества. Нашел, договорились о встрече, но утром следующего дня он улетел на спецзадание в горы Дагестана. Вернувшись, позвонил и сказал, что завтра ждет меня в полку. Так я и поверил – мы это уже проходили. Однако встреча состоялась, но на разговоры времени не было, так как Игорь улетал на очередное задание.

- Знаешь, намечается что-то интересное, если хочешь, полетели со мной, - предложил он. – Думаю, за день управимся. - Видно, подполковнику было неудобно за несостоявшийся разговор. – А пока вертолет будут заправлять на промежуточном аэродроме, мы и поговорим.

Грех было отказаться от такого предложения, и ровно в 10.30 мы взлетаем. Да, Игорь что-то недоговорил, ибо вместо привычного полета на Ханкалу направляемся на запад. Из-за грохота двигателей разговаривать в вертолете невозможно, поэтому остается одно – сидеть и по проплывающим внизу селам пытаться угадать примерный курс полета. Тем более что на высоте 600 метров делать это совсем несложно.

Прошел ровно час, и мы уже проходим над Ставропольским аэропортом. Делается этого для того, чтобы перейти на местные воздушные линии. А вот после Ставрополя местность внизу неузнаваема. Заметно это и по штурману, который то и дело посматривает на карту. Куда же несется наша винто-крылая машина?

Еще почти два часа полета, и Ми-8 наконец-то заходит на посадку. Как только лопасти перестают вращаться и устанавливается тишина, беру подполковника в оборот и требую выдать «военную тайну»: где мы и что предстоит делать? Игорь отвечает коротко: «Мы приземлились на военном аэродроме в Майкопе. Сейчас подойдет начальник поисково-спасательной службы ВВС и все объяснит».

Вместе с представителем ВВС подходят замкомандира Майкопского полка, двое мужчин в возрасте. Из их рассказа я узнал следующее. 18 лет назад с аэродрома, на котором мы приземлились, взлетели два самолета Миг-21 на ночной перехват условного самолета-нарушителя государственной границы. Ведущий сообщил, что цель обнаружена и уничтожена и самолеты возвращаются на аэродром. Ведомый видел, как первая машина развернулась и вдоль гор полетела в направлении аэродрома на высоте 9 тысяч метров. Вскоре перехватчик исчез с экрана радара. Незамедлительно были организованы поиски самолета и летчика, но они ничего не дали. Все последующие годы однополчане пытались не раз организовать поисковую экспедицию, но, так как приблизительное место падения самолета находилось на территории заповедника, разрешения на наземный выход поисково-спасательных групп не давали.

И вот нынешним летом местные егеря сообщили, что якобы видели на высоте более двух тысяч метров обломки фюзеляжа пропавшего перехватчика. Назвали и примерные координаты. Бывшие летчики обрадовались такой вести и стали добиваться организации воздушного поиска Миг-21. Именно они и подошли к нашему вертолету вместе с начальником поисково-спасательной службы. Командующий воздушной армией дал добро, и потому подполковник И. Кукк получил приказ вылететь в Майкоп. К тому же он один из немногих вертолетчиков, прошедший специальную подготовку и умеющий летать в сложных горных условиях...

Времени у экипажа в обрез, поэтому сразу определяется приблизительный район поиска, и мы вновь взлетаем. Идем вдоль Кавказского хребта. Для обеспечения устойчивой связи с аэродромом в воздух вместе с нами поднимается вертолет-радиотранслятор.

Экипажу буденновского вертолета предстоит найти посадочную площадку на высоте 2200 метров, чтобы высадить поисково-спасательную группу. Правый летчик - лейтенант Паша Белов в горах первый раз и потому восхищенно смотрит на кавказские красоты. А когда возле ледника мы увидели убегающего медведя, его восторгу не было предела. Но красоты - не главное, нужно внимательно смотреть по сторонам, и мы все прильнули к иллюминаторам. Борттехник Володя Красноштан кричит, что заметил обломок крыла. Командир разворачивает вертолет и вновь пролетает над указанным местом. Нет, это не крыло, а похожее на него упавшее дерево.

Где же выбрать площадку, чтобы посадить вертолет? Вокруг отвесные скалы, местность очень сложная, и командир делает четыре захода, прежде чем удается влететь в эдакий каменный мешок. Вертолет трясет, как щепку, горные воздушные потоки очень коварны, и потому приходится работать на пределе возможностей своих и техники. Приземлились. Почти рядом ледник, а вокруг необыкновенно красивая заповедная территория. Наше время очень ограничено, и потому поисковики быстро спрыгивают на землю и прочесывают заданный квадрат. Возвращаются разочарованные. Никаких обломков самолета найти не удалось. Как на беду с нами не оказалось егерей. А ведь именно они могли указать более точное место падения самолета. Карта и пометки на ней – одно, а человек, досконально знающий местность, - совсем другое.

Проходит 45 минут поиска. Результат отрицательный. Пора возвращаться. На обратном пути все вновь внимательно смотрят вниз, вдруг что-то блеснет или среди густого леса удастся увидеть нечто похожее на разбившийся перехватчик. Видно, как огорчены бывшие летчики. Они так надеялись найти останки своего товарища. Хотя бы и через 18 лет. Нет сомнения, что они будут добиваться продолжения поиска. И тогда в горы вновь прилетят буденновские вертолетчики. Возможно, кому-то из них повезет больше, и тогда одной кавказской тайной станет меньше.