00:00, 15 сентября 2004 года

Жизнь заставила

В. Катренко: Предложение президента об избрании руководителей регионов по представлению главы государства, несомненно, укрепит единство системы исполнительной власти в стране. Лично я являюсь сторонником этой идеи уже на протяжении десяти лет. Есть случаи, когда отдельные главы регионов, утратив чувство реальности, пытаются диктовать свои условия органам государственной власти, а это недопустимо при федерализме. Мера, озвученная президентом, не противоречит общим положениям Конституции и будет способствовать упрочению каркаса государственности.

Президент говорил также о том, что в России нет политической системы, которая бы соответствовала новому времени. В этом контексте выборы всех депутатов по пропорциональной системе станут хорошим стимулом для конкуренции политических партий, повысят их ответственность перед избирателями. А чтобы при новой системе выборов не ослабевала связь депутатов со своими округами, необходимо усилить регионализацию партийных списков: разбивать федеральный список кандидатов на общефедеральную часть - не более 3 человек, и региональные группы кандидатов, общее число которых не может составлять менее четырех пятых от числа субъектов РФ.

Укрепление институтов государственной власти - важная составляющая успешной борьбы с терроризмом. Противостояние террору должно стать в полном смысле слова общенациональным делом. Как представитель региона, где не понаслышке знают, что такое терроризм, считаю задачей первостепенной важности совершенствование государственного управления, из-за слабости которого стали возможными все потрясения последнего времени. Мы, депутаты, должны внимательно изучить все пробелы на этот счет в российском законодательстве и как можно быстрее восполнить их. В частности, необходимо точнее определить механизм взаимодействия региональных антитеррористических комиссий и оперативных штабов с органами власти на местах, решить вопрос об адекватном наказании за экстремистскую деятельность и т. д.

А. Федоровский: Разумеется, нельзя не заметить, что планы президента формально вступают в противоречие с правами населения на свободное волеизъявление на выборах руководителей исполнительной власти территорий. Однако в данном случае речь идет о противоречии, скорее, с некой идеальной теоретической моделью, не всегда, к сожалению, свойственной реалиям жизни. Недолгая история отечественной демократии явила нам немало примеров, когда во власть приходили люди случайные, несмотря на то, что они прошли через сито предвыборных баталий. Сегодня же мы имеем как раз тот случай, когда сама жизнь заставляет осуществить переоценку ценностей. Думается, гипотетическое ущемление прав граждан России в полной мере будет компенсировано (если президентские предложения пройдут через палаты Федерального Собрания) интенсификацией формирования гражданского общества и эффективного государства, обеспечивающего гражданам реальную безопасность. Полагаю, что предложенный президентом путь имеет все шансы быть по достоинству оцененным обществом.

Что касается возможной отмены выборов по мажоритарной системе (одномандатным округам), то здесь я бы высказал определенные сомнения, в основу которых можно положить следующее: а за кого, как не за кандидата–одномандатника голосовать тем, кто не согласен с позициями ни одной из участвующих в выборном процессе политических партий? Тем более что участие в выборах претендентов-одномандатников, на мой взгляд, как раз и будет призвано компенсировать некоторое «урезание» названных выше демократических свобод.

М. Лукин: Любые попытки быстренько «поправить Конституцию» вполне можно отнести к тем случаям, которые народная мудрость вложила в поговорку «Лучшее – враг хорошего». А в том, что ревизии подвергается именно Основной закон страны, нет никакого сомнения, ибо, к примеру, только предложение изменить порядок прихода к власти руководителей территорий затрагивает минимум пять-шесть статей Конституции, которая, напомню, является законом прямого действия. При этом не исключаю, что президентские инициативы будут подвергнуты самому тщательному изучению в Конституционном суде, который вполне может потребовать, чтобы некоторые оглашенные правовые новации принимались в полном соответствии с главой девятой Конституции, которая требует, чтобы некоторые изменения Основного закона осуществлялись исключительно Конституционным собранием. А это, согласитесь, довольно длительный процесс.

Что касается выборов депутатов по партийным спискам, то мне этот путь формирования парламента кажется наиболее оптимальным. Разве что он потребует от федеральной власти определенной активности на ниве формирования жизнеспособной общероссийской политической партии правого толка. Иначе – без реальной оппозиции – Россия рискует стать объектом еще более активной критики со стороны тех, кто и так причисляет нашу страну к государствам, не очень близко расположенным к демократии.