00:00, 15 сентября 2004 года

Каким глаголом жечь сердца?

А многочисленные коллеги и друзья знают этого человека еще и как привлекательную, милую женщину. У нас в гостях – председатель краевого отделения Союза российских писателей Татьяна Третьякова-Суханова, которую мы попросили рассказать, чем живет сегодня одна из двух ведущих писательских организаций нашего края.

- Татьяна Константиновна, поскольку не все наши читатели хорошо знают о «раскладе» сил в современной отечественной литературе, давайте для начала немного расскажем о том, как появился творческий союз, который вы представляете.

- Как известно, в 1991 году произошло разделение Союза писателей СССР на две организации, в основном – по политическим мотивам, когда мы, как и все общество в целом, смотрели разными глазами на происходящее в стране, и эта разность послужила отправной точкой появления нашего Союза. И у нас, в Ставрополе, происходило то же, что и в Москве. Хотя, на мой взгляд, какую-то роль сыграли и личностные отношения.

- Сегодня мы можем уже судить об этом спокойно – что случилось, то случилось. В конце концов это право каждого – выбирать себе союзников по убеждениям…

- Конечно! Правда, в начале существования двух союзов имело место определенное противостояние. Могу сказать, однако, что наша организация всегда была более склонна к цивилизованным отношениям. Писатели – это ведь люди, как правило, ранимые, это надо понимать. Да и вообще, творческих союзов может быть и не два, а несколько. И это нормально.

- Недавно в Смоленске прошел 3-й съезд Союза российских писателей. О чем шла речь на съезде? Произошли ли какие-то изменения в руководстве, в ориентирах Союза?

- Первым секретарем правления вновь избрана Светлана Василенко, самобытный прозаик, среди сопредседателей – известные поэты Юрий Кублановский, завотделом поэзии «Нового мира», Роман Солнцев, издатель крупнейшего литературного журнала Сибири «День и ночь», литературовед Юрий Карякин, прозаик Михаил Кураев. имена, как видите, авторитетные в российской литературной среде. В 45 регионах России есть наши организации, объединяющие около 8 тысяч писателей. Не случайно съезд прошел в Смоленске: особо подчеркивалась роль провинции в современной литературе, говорилось о том, что ее нравственный градус выше, в ней живы чистота и искренность, которые столь редко встречаются в столичной литературной «тусовке». Обсуждался вопрос об издании общероссийского журнала Союза, который бы представлял литераторов из регионов. Мы также решили, что Координационный совет, в который входят все председатели региональных отделений СРП, будет теперь собираться ежегодно. Наше взаимодействие должно стать более тесным.

В Ставропольском краевом отделении СРП сегодня 15 членов. По возрастному составу организация не очень молодая, самому старшему Семену Ванетику скоро исполняется 80 лет, основная масса – 40-50 лет. Появляется и молодежь. Однако главное для нас – качество, а не количество. И на съезде, кстати, говорилось о необходимости более строгого отбора.

- Ваша организация, как я знаю, стремится работать с молодыми дарованиями, опекать их…

- Да, под эгидой нашего союза работают четыре литературных объединения. В Ставрополе – «Золотое перышко», это детское объединение, и «Современник», молодежное. Ими руководит литературный критик, преподаватель СГУ Галина Туз. В Кисловодске существует большое активное литобъединение «Форум», которое возглавляет талантливый поэт и прозаик Станислав Подольский. И, наконец, в Буденновске действует «Лана». За последние годы мы провели два краевых семинара для начинающих, и это, знаете, дает свои плоды. По итогам семинаров двое кисловодчан, Сергей Смайлиев и Александра Полянская, были приняты в Союз. Есть и несколько других интересных ребят. Планируем и в 2005 году провести такой семинар, хотя организационно это дается трудно, финансовые возможности у нас скромные, а молодые литераторы постоянно просят проводить такие встречи чаще. Хотели даже собрать одаренных детей, их в крае много, и они хотят встретиться с писателями, но пока это не удается сделать. Кроме того, в планах – краевой фестиваль поэзии. Опыт других регионов показывает, насколько это важно и нужно. Можно было бы пригласить литераторов из Москвы для проведения мастер-классов в Ставрополе. Конечно, понадобится поддержка на уровне правительства края. Ранее нам такую помощь оказывали, но, на наш взгляд, недостаточно. Считаю, что проблемы краевой литературы должны быть в поле внимания и власти, и прессы. Если кому-то такие акции кажутся не очень важными, это печально.

- Вы не пытались проводить их совместно со второй писательской организацией края, объединяя усилия? Возможно ли это в принципе?

- В начале 90-х это было невозможно. Сейчас у нас нет принципиальных возражений против сотрудничества – на литературной, не на идеологической почве. Так, в последнем краевом семинаре молодых литераторов, проводившемся нашей организацией, мы сочли возможным пригласить для руководства секцией прозы членов Союза писателей России Георгия Баева и Виктора Кустова. Конечно, сотрудничество могло бы быть активнее, хотя нужно отдавать себе отчет в том, что разница в мировоззрении, мироощущении, эстетических установках писателей наших союзов существует.

- Татьяна Константиновна, я не случайно затронула эту тему, сегодня в крае, в правительстве в том числе, имеет место разное отношение к двум писательским организациям. При том что официально обе признаны и вроде бы равны. Как вы можете прокомментировать ситуацию?

- Мы такое отношение чувствуем. Например, при обсуждении кандидатур на получение ежегодной губернаторской премии в области литературы. В настоящее время в экспертный совет входит лишь один представитель от Союза российских писателей и двое – от второй писательской организации. Книги, представленные на конкурс, должны быть внимательно прочитаны и отрецензированы членами совета. В этом же году многие могли ознакомиться с работами лишь за день до заседания. Кроме того, мы настаиваем, что члены экспертного совета – как минимум все председатели краевых творческих организаций – должны принимать участие и в самой комиссии по присуждению губернаторских премий, т.е. не быть выключенными из этой работы на ранних этапах. Я, хотя ранее и входила в комиссию, уведомления о ее заседании вообще не получила, и вышло, что на защите кандидатур наш союз никто не представлял. Единственным писателем в комиссии оказалась В. Сляднева, возглавлявшая ставропольское отделение Союза писателей России. Нам кажется, подобная ситуация делает возможным принятие необъективных решений.

- А не могла бы как-то объединить – не в формальном смысле – две писательские организации совместная работа по учреждению и изданию общего печатного органа, такого, каким был когда-то альманах «Ставрополье»? Ведь всем литераторам нужен выход к читателю, об этом говорится уже несколько лет.

- Здесь у нас есть общность взглядов и интересов. Ставрополье должно иметь свой литературный журнал обязательно! Это должно быть государственное некоммерческое издание, какие есть во многих регионах России. Очень хорошие журналы выходят в Сибири, на Урале, в Адыгее, других республиках Кавказа. Редколлегия должна состоять из представителей обоих союзов, ибо профессиональная редакторская работа в таком издании стоит на первом месте. Мы говорили об этом в краевом комитете по печати. Пока вопрос остается открытым.

- А как протекает творческая жизнь вашей организации, что удается, что не удается?

- Мы стараемся вести общественную работу, организовывать писательские уроки в школах, вузах края. Неоднократно члены нашего союза выступали в СГУ. В Ставропольском Доме детского творчества прошел юбилейный вечер члена нашей организации Вячеслава Головко, где были представлены его критические и литературоведческие работы, в частности, интересные материалы М. Цветаевой. Кроме того, мы провели прекрасный вечер памяти Марины Цветаевой в краевом музее изобразительного искусства. Сейчас планируется несколько вечеров в связи с предстоящим 190-летием со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Конечно, главный вопрос для писателей – издание книг. Оно пока что осуществляется либо за счет спонсорских средств, либо при условии выполнения некоего соцзаказа. С помощью спонсоров в конце 90-х мы смогли выпустить всего три книги – Георгия Шумарова, Семена Ванетика и коллективный сборник членов нашей организации. И все… Выпускать небольшие книжки за свой счет могут далеко не все. Хотелось бы, чтобы краевые и городские власти больше внимания уделяли литературе, помогали нам в издании. А печатать есть что, поверьте. Писатели всегда формировали человеческое в человеке, не так ли? То, что происходит сейчас в России, когда мы видим столько нечеловеческого, это результат потери многих культурных ценностей. И результат отношения к людям, которые эти культурные ценности создают. Не должен писатель находиться на обочине!

- Словом, все это нужно в едином комплексе – и поддержка журнала, и персональные издания авторов, и внимание к житейским нуждам…

- И вот тут, мне кажется, никаких противостояний двух или нескольких союзов просто не будет. Государство вообще пережило много-много потерь. И это о многом заставляет задуматься. Просто у каждого из нас есть свое мироощущение, свое понимание художественных ценностей.

- А юбилей – 70-летие со дня создания Союза писателей СССР – вы будете отмечать?

- Мы вполне можем это сделать, ведь ряд членов нашей организации входили в СП СССР. Это общая для всех дата, и делить ее не надо. Кстати, могу назвать ряд примеров, когда региональные организации двух союзов весьма успешно сотрудничают, даже поддерживают друг друга. И нам надо идти таким путем – путем сотрудничества. Проводить совместные мероприятия, быть рядом, рука об руку. Перед нами стоит так много общих проблем – проблем творческих.

- Татьяна Константиновна, не могу не спросить о ваших личных творческих делах и планах.

- У меня уже два года лежит полностью готовая к изданию поэтическая книга. Но, к сожалению, средств на ее выпуск нет. Продолжаю заниматься графикой, планируется моя выставка в Пятигорском доме-музее Лермонтова… Хорошо бы продолжить работу над Библиотекой «Ставропольские писатели школьникам», она не окончена, застопорилась с уходом с поста председателя второй организации Витислава Ходарева. Это была его заслуга, и это надо непременно продолжить. Мы могли бы гордиться, что у нас в крае есть такая Библиотека. А следующим шагом могла бы стать и большая Антология произведений ставропольских писателей. Причем не только старых, пусть и заслуженных – можно уже обобщать творчество литераторов более современных, скажем, начиная с 70-х годов ХХ века и до наших дней.

Как видим, писатели Ставрополья в непростых сегодняшних условиях продолжают работать, не опускают руки, несмотря на то, что им чрезвычайно тяжело пробиться к своему читателю. Если и выходит новая книга, то, как правило, мизерным тиражом в одну тысячу экземпляров. Литературное поле края ждет соответствующего «ухода». Нельзя не согласиться с нашей гостьей в том, что писатель был и остается значимой фигурой в духовной жизни общества, что печатное художественное слово – важнейший инструмент в построении этой духовности. И знаменитое «глаголом жечь сердца людей» не утратило своей сути. Надо только сделать этот «глагол» доступным людям.