00:00, 10 сентября 2004 года

Не зря ее назвали Верой

Я не считаю себя феминисткой, ничуть не принижаю достижений мужчин в науке, технике, искусстве. Тем не менее любой крупный успех каждой моей соотечественницы, обремененной множеством проблем, семейными заботами, я расцениваю чуть ли не как подвиг. Особенно если нет у этой женщины ни папы-профессора, ни дяди-министра, ни мужа-«нового русского». Все это в полной мере относится и к моей героине.

Она уроженка Ставрополья. В 1969 году закончила восьмой класс в средней школе села Правокумского. Мы все тогда восхищались врачами, о которых читали в романах «Коллеги», «Дело, которому ты служишь», «Иван Иванович»… Верочке тоже хотелось стать такой же, как они.

Со своей подружкой-одноклассницей она без труда поступила в Пятигорское медицинское училище. Через три года с красным дипломом его закончила и, сдав на «отлично» экзамен по химии, стала первокурсницей Ставропольского медицинского института.

Считается, что студенческая жизнь – это золотая пора. С этим можно согласиться, но при условии, что студент ничем, кроме учебы, не обременен. А если есть при этом какие-то другие обязанности, в частности семейные?

Еще учась в медучилище, она встречалась со своим односельчанином Иваном Моренко. Он был на три года старше ее, закончил Невинномысский химико-механический техникум, работал в Ставрополе. Молодые люди поженились после возвращения первокурсников мединститута из колхоза. Вскоре у супругов Моренко родился первенец – сын Андрей. Но академический отпуск Вера не взяла: не хотелось отставать от своего курса, терять время. И диплом она получила вместе со всеми.

А потом – интернатура по детским болезням. Закончила ее – родился второй сын, Максим.

По закону она еще находилась в декретном отпуске, а Ставропольская школа-интернат для глухих детей, куда ее распределили, требовала прибытия врача к месту работы немедленно. Месяц молодая мама с грудным ребенком на руках ходила по чиновничьим кабинетам, пока крайоно не решило вопрос, как того требовал закон.

А тут еще одна проблема – жилищная: срок аренды комнаты подошел к концу, и хозяева больше не хотели постояльцев с двумя маленькими детьми. С таким семейством квартиру было не найти. Что делать? Супруги Моренко купили недалеко от города хату – без воды и электричества. Когда после долгих поисков их нашли здесь врач-педиатр и патронажная медсестра, молодой матери пришлось выслушать немало обидных слов: дескать, какая она безответственная, затащила новорожденного младенца в жилище, где нет даже минимальных условий.

Пришлось Вере, взяв Максима на руки, идти на прием к тогдашнему директору завода автоприцепов, где работал ее муж. Визит оказался успешным: семье дали однокомнатную квартиру.

Выйдя из декретного отпуска, молодой врач стала лечить своих маленьких пациентов. Кроме обычных для детей ОРВИ, «ветрянок», «свинок», у этих ребят была главная беда – тугоухость, глухота. А чем им можно было реально помочь? Не хватало знаний. Детям требовалось тщательное сурдологическое обследование, чтобы определить уровень потери слуха, наметить план лечения и реабилитации. Они нуждались в занятиях с сурдопедагогом. Администрация школы-интерната разумно отнеслась к мнению молодого врача. Веру Моренко послали на двухмесячные курсы в городской сурдологический центр.

Проработав в школе-интернате для глухих детей два с половиной года, она, несомненно, многое сделала для сурдологической помощи своим маленьким подопечным. Но ей хотелось большего. Чтобы по-настоящему помочь больным, надо, кроме сурдологии, знать и физиологию, и патологию органа слуха.

Наступил еще один этап профессионального роста доктора В. Моренко: ее направили на специализацию по оториноларингологии на кафедру болезней уха, горла и носа Ставропольского госмединститута. Грамотного, энергичного, искренне преданного своему делу врача на кафедре сразу заметили и по окончании специализации предложили остаться здесь в должности старшего лаборанта и параллельно учиться в заочной аспирантуре. Вера Михайловна согласилась, но все-таки бросать практическую работу не хотелось, и вскоре она поступила в клиническую ординатуру, а потом стала работать в детском ЛОР-отделении третьей городской больницы Ставрополя.

Через год на ЛОР-кафедре открылась вакансия ассистента. На эту должность было много желающих. Тем не менее руководство кафедры пригласило на работу Веру Михайловну. Наблюдая за работой ассистента своей кафедры, заведующий профессор Иван Петрович Енин понял, что ее опыт достоин того, чтобы обобщить его и представить в виде докторской диссертации. И в 2000 году она ее защитила – в Центре аудиологии и слухопротезирования в Москве, которым руководит известнейший специалист, профессор Георгий Таварткиладзе. Претензий к ней не было, несмотря на то, что официальными оппонентами выступали такие корифеи науки, как М. Богомильский, В. Антонив, О. Патякина.

Когда был объявлен свободный конкурс на должность профессора кафедры болезней уха, горла и носа факультета последипломного образования Ставропольской государственной медицинской академии, Вера Михайловна и здесь победила.

Я не случайно остановилась на ряде биографических моментов из жизни этой чудесной женщины. И думаю, может быть, все-таки не зря родители назвали ее Верой? Шаг за шагом идет она вперед по служебной лестнице, преодолевая трудности, всегда веря в лучшее, сама делая свою судьбу. Да, звучит это высокопарно. Но многие ли из нас способны на такую целеустремленность?

Екатерина МАТРАКШИНА