00:00, 28 августа 2004 года

Исламский след

Внимание следователей привлекли две женщины: как указано в официальных списках погибших, С. Джебирханова, летевшая на Ту-154 авиакомпании «Сибирь», и Аманта Нагаева - пассажирка Ту-134 «Волго-авиаэкспресса». Первые подозрения породила авиакомпания «Сибирь». Ее представители сообщили, что Джебирханова - единственная из пассажирок погибшего рейса, родственники которой до сих пор не дали о себе знать.

В авиакомпании «Волго-авиаэкспресс» также сказали, что родственники Аманты Нагаевой, в отличие от родных других пассажиров, к ним не обращались.

Нагаева родилась в поселке Кирова Веденского района Чечни, затем переехала в Грозный. «Молодая незамужняя женщина, которая ничем не выделялась, - охарактеризовали ее в МВД ЧР. - Сведений о том, что она могла быть связана с боевиками, у нас нет, но проверка еще идет».

А вот Джебирханова вызывает у следователей гораздо больше подозрений. Во-первых, по неясной причине в авиабилете, выписанном на фамилию Джебирханова, ее имя обозначено только одной буквой, а отчества нет вообще. «У нас по этому поводу проводится внутреннее расследование», - отметили в «Сибири».

Во-вторых, газета «Коммерсантъ» утверждает, что Джебирханова приобрела авиабилет в Сочи на 25 августа по самому дешевому тарифу. Вылететь должна была в 9.20 на Ил-86. Как сообщили в авиакомпании, этот рейс, весьма популярный у пассажиров, заполняется почти полностью (на его борту должно было находиться более 300 пассажиров). Однако вечером 24 августа женщина обратилась в одну из пяти касс аэропорта Домодедово и попросила поменять ей билет на рейс, вылетавший в 21.25. Билет ей поменяли. Но уже после авиакатастрофы в «Сибири» с удивлением обнаружили, что паспортных данных на нее нет. «Такое ощущение, что, покупая билет, она просто назвала фамилию, не предъявив документы». В компании «Ист-Лайн», которая управляет аэропортом Домодедово, заявили: «О случаях приобретения билетов без предъявления документов нам неизвестно, а пройти на борт, минуя паспортный контроль, невозможно».

Оказывается, возможно…

Полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев первым из официальных лиц заявил, что взрывы с большой вероятностью были терактами. Эксперты нашли и следы взрывов. При обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет (как раз неподалеку должна была сидеть Джебирханова), кусок обшивки вместе с иллюминатором вырван «с мясом».

Версия взрывов подтверждается также результатами поисковых работ на земле. В обоих случаях - и в Тульской, и в Ростовской областях - картина схожая: по ходу движения самолета сначала лежит фюзеляж, затем - носовая часть с кабиной пилотов, а впереди - хвостовая часть судна. Если бы самолет распался в воздухе без взрыва, хвостовая часть, согласно законам аэродинамики, неминуемо оказалась бы сзади. Вперед ее могло выбросить лишь при взрыве.

«Черные ящики» Ту-134 и Ту-154 отключились одновременно до появления каких-либо признаков неполадок на борту, что может свидетельствовать о взрыве, считают зарубежные эксперты. Экипаж одного из самолетов сумел до исчезновения с экранов радаров подать сигнал о захвате воздушного судна. Кто-то из летчиков второго авиалайнера нажал кнопку «SOS».

До вчерашнего дня официальные лица (за исключением полпреда президента Владимира Яковлева) исключали версию теракта. Накануне министр транспорта и глава госкомиссии по расследованию причин падения авиалайнеров Игорь Левитин заявил, что «не видит связи между двумя катастрофами». А теперь, вроде, и связь есть, и организаторы терактов: в заявлении на одном из исламистских интернет-сайтов, подписанном группировкой, называющей себя «Бригады Исламбули», говорится, что захват самолетов совершили «герои движения» и, несмотря на возникшие проблемы, «им удалось довести дело до успешного конца».

В российских силовых структурах не комментируют эти сообщения.