00:00, 27 августа 2004 года

«Вестень Святлета» в альтернативу попсе

А началось все в 2001 году. Поклонник таланта музыканта Алексей Кононов решил, что песни Вени и память о нем должны жить и на Юге России. С помощью друзей стал организовывать фестивали. Первые проходили на Новомарьевских полянах. Но затем не сложились отношения с властями Шпаковского района, и фестивалю пришлось переезжать в Мамайский лес.

Имя Вениамина Дркина (это, конечно, творческий псевдоним) известно только узкому кругу поклонников авторской песни. Возможно, проживи он дольше, стал бы знаменит не менее, чем, например, Александр Розенбаум или наш земляк Тимур Шаов. Настоящее имя музыканта – Александр Литвинов. Родом из Свердловска. В семь лет он стал сочинять стихи, в 12 – писать картины маслом. В 14 лет научился играть на гитаре и собрал свой первый вокально-инструментальный ансамбль. Первоначально прозвище Дрантя он получил из-за длинных волос. В вольном переводе с восточно-украинского диалекта это означает «драный». А Веней Дркиным его впервые окрестили на фестивале в Старом Осколе, с тех пор и пошло. Когда музыкант заболел, деньги на дорогостоящее лечение собирали по всей стране. Но в 29 лет Александр Литвинов умер.

О творчестве Вени не расскажешь. Его нужно слушать и читать. Поскольку помимо стихов он писал еще и замечательные сказки. Правда, достать его музыкальные записи и литературные произведения в Ставрополе не так уж и легко. Хотя и выпускались в свет пиратские и официальные альбомы музыканта, в основном Венины творения хранят поклонники на посвященных ему сайтах в Интернете да в личных коллекциях.

Я с песнями Вени Дркина в исполнении ставропольских бардов познакомилась на «Вестень Святлета».Впрочем, для многих музыкантов, особенно молодых, приезжающих сюда не только из нашего края – популярность фестиваля давно вышла за рамки Ставрополья: на этом был исполнитель даже с Украины – он не только дань памяти, но и своеобразная творческая отдушина. Поскольку одной из целей «Вестень Святлета» значится популяризация всех направлений авторской песни, создание альтернативы засилью бездумной и бездуховной поп-музыки. Вот и звучат здесь такие разные песни, что порой удивляешься, почему их автор еще не в числе российских знаменитостей, или, наоборот, как его на сцену-то пустили - бывает и такое. Кажется иногда, что основной принцип отбора выступающих здесь – чтобы конкурсант по струнам гитары попадал да клиническим отсутствием слуха не страдал. Но это не важно, главное, что поют люди от души. И слушают их тоже с пониманием.

Нынешний же фестиваль и вовсе всех поразил. Притом, что основными его участниками и гостями была неформальная молодежь, открывали основной концерт исполнители гораздо старшего возраста. Например, Вера Никифоровна Пронзелевич (на фото в центре) из краевого центра читала стихи и спела песню а капелла. Кстати, ей дали диплом как самому не-обычному участнику. Встретили с трудом вышедшую на сцену бабушку тинейджеры улюлюканьем, а вот слушали буквально с открытыми ртами. После выступления же Веру Никифоровну просто атаковала толпа желающих взять автографы! И приятно, и смешно было наблюдать, как молоденькая девушка с прокуренным голосом и ярко-синими волосами, уложенными стоячими рожками, дергала пожилую исполнительницу за рукав и, протягивая огрызок бумаги, твердила: «Бабуля, это было круто!».

И еще одна особенность, даже, можно сказать, достижение организаторов «Вестень Святлета». Впервые в истории альтернативных молодежных фестивалей в Ставрополе удалось полюбовно договориться со скинхедами. Традиционно толпы бритоголовых мускулистых парней любят, хорошо выпив, приходить на фестивали и устраивать драки. Попробовали было и в этот раз, но их быстро убедили присоединиться к массовому культурному отдыху. Впрочем, возможно, решающим аргументом здесь стал пришедший на концертную поляну наряд милиции...