00:00, 19 августа 2004 года

Человек останется человеком

Каждое утро я выхожу из дома, иду по городским улицам, прибываю в театр. Так продолжается 47 лет. Сегодня я вижу хорошо одетых молодых людей, новые дома, роскошные магазины. Что стоит за всем этим? Из своего времени нельзя выйти, увидеть его со стороны. И все-таки знание происходит.

Если говорить о театре, надо вспомнить, что еще Екатерина II, решив оздоровить общественные нравы, занялась учреждением российских театров. Прошло три века, но и сейчас мы отстаем от Запада. Там на миллион человек приходится до 18-ти театров, у нас – только три. Правда, многим людям это не мешает то и дело повторять: «Зачем нам столько театров?». В то же время никто из чиновников не берет на себя ответственность закрыть столь обременительное учреждение культуры. Доказательство тому – Ставропольский краевой театр кукол, здание которого уже много лет находится в тяжелом аварийном состоянии. Как стало известно, в поисках средств на его восстановление местные власти дошли до самых высоких федеральных инстанций и получили ответ: «Денег нет!». Это означает, что у руководства и у зрителей отношение к театру разное…

А вообще, чем больше неясности и угроз является к нам из будущего, тем привлекательнее становится наше прошлое. Еще пару десятилетий назад Ставропольский драматический театр показывал спектакли жителям всего края. Сейчас администраторы разных уровней говорят о нерентабельности, нехватке транспорта, персонала, средств, чтобы заниматься сельскими гастролями. Невольно задумаешься: а чем, в таком случае, заниматься рентабельно? Тем, очевидно, что приносит легкий успех, известность, быстрые деньги. Вся современная жизнь так или иначе строится теперь по технологии успеха. Шоу, телевидение, политика, эстрада, коммерция, мощная индустрия удовольствий. Или форма, лишенная глубокого содержания и угрожающая духовной природе человека. В таком случае, однако, надо знать, что принципиально нельзя произвести по законам технологии. Любовь. Доброту. Счастье. Веру. Здоровье. Судьбу. Жизнь…

Театр переживания – по Станиславскому - также не технологичен. Чтобы такой театр был успешным, он требует от своих создателей высокой культуры и напряженной работы. Нетрудно понять, почему современные режиссеры так уповают на зрелищную форму и легко отказываются от принципов русского драматического искусства… И не по этой ли причине из афиши Ставропольского академического театра уходят самые тонкие его работы – «Священное пламя», «Валентина» и др.? Происходит опасный нездоровый процесс. Зрителя лишают полноценного искусства, а потом говорят: видите, люди уже не хотят ничего серьезного, время изменилось! А кто делает его таким?

Еще одна угроза театру исходит из центра. Бывший министр культуры М. Швыдкой, сохранивший рычаги реального влияния, не оставляет намерений заменить российский стационарный театр антрепризой – частным зрелищным предприятием. Это означает разрушение драматического искусства и традиционных ценностей русской культуры. Чтобы в будущее смотреть с надеждой, Ставропольскому драмтеатру, как никогда, нужен главный режиссер – талантливый профессионал и серьезный театральный политик.

…Когда я мысленно возвращаюсь на полвека назад, я вспоминаю театр-дом, его теплую семейную атмосферу. Старшее актерское поколение и нас, молодых артистов, объединяли одни и те же ценности. Сегодня по-другому. Молодые теперь прагматичны. Мы говорили: «Что я должен театру?». Они ставят вопрос иначе: «Что театр должен мне?». Так обозначилась проблема передачи ценностей от поколения к поколению.

Атмосфера новых отношений - и не только, разумеется, в театре - включает в себя определенную иронию: если вы, старики, не можете вписаться в современность, значит, вам в ней нет места… А нам, дескать, нет места среди вас. Однако присутствие традиционных ценностей не ограничено каким-то одним поколением. И задачу их перехода не решить технологическими приемами. Свои ценности мы должны отстаивать и тем самым принимать участие в сложившемся историческом процессе. Только в чистосердечном искреннем общении открывается истина. Свой оптимизм я нахожу в мысли: человек никогда не перестанет быть человеком.