00:00, 7 августа 2004 года

Онлайн «самиздат»

С возникновением Интернета стали появляться и электронные библиотеки. Развитие таких книжных кладовых было спонтанным, стихийным, без всякого планирования и указаний свыше. Практически каждый программист или пользователдь держал у себя в компьютере хотя бы несколько литературных текстов профессиональных литераторов (или творческих попыток своих друзей), которые либо нельзя было купить, либо было проще хранить на жёстком диске, чем сидеть в читальном зале библиотеки.

Но вот появилась Сеть. Туда и стали сбрасывать накопленные по персональным компьютерам тексты книг. В середине девяностых годов в русскоязычном Интернете появилось несколько литературных собраний. Одним из них стал уже теперь общеизвестный, с огромным количеством произведений, многопосещаемый сайт «Библиотека Максима Мошкова», с «зеркалами» в разных краях и областях России, в ближнем и дальнем зарубежье.

Много сайтов: хороших и разных

В современном Интернете можно найти практически любое литературное произведение. Широко представлена не только классическая русская и зарубежная литература, но и современная, и, опять же, не только вышедшая из-под пера, точнее, из-под клавиатуры профессиональных писателей и поэтов.

Повсеместное проникновение компьютеров и Интернета на рабочие места, внедрение технологий безбумажного обращения научило людей читать с экрана. Благодаря поисковым серверам, человеку достаточно владеть примитивными знаниями работы с компьютером. Дороговизна современной книжной продукции не даёт возможности каждому собрать дома библиотеку на традиционном бумажном носителе. Другое дело Интернет. Пожалуйста, скачивай понравившуюся книгу в собственный компьютер и читай с экрана монитора или верстай в соответствующей программе, распечатывай, «одевай» в свой же переплёт, и вот, на полке одной любимой книгой больше.

Где искать неискушённому пользователю Сети то или иное произведение? Это подскажут поисковые системы, требуется лишь задать фамилию автора или название разыскиваемого произведения.

Я б в писатели пошёл…

Многие в юношестве писали стихи, вели дневники, пытались вылезти из тесных рамок школьных сочинений, читали свои опусы друзьям и знакомым, потом забрасывали их в дальний угол ящика письменного стола, забывали о них, просто-напросто выбрасывали.

Теперь у каждого есть возможность попробовать свои силы на сайтах, где разрешена свободная публикация после несложной процедуры регистрации. Назову пару адресов, не сочтите за рекламу: это вышеупомянутая «Библиотека Мошкова» и сайт www.proza.ru.

Чем хороши эти ресурсы для начинающих? Во-первых, вас будут читать. То есть уже одного зайца вы убьёте! Во-вторых, вам будут писать рецензии, если, конечно, ваше произведение чем-нибудь зацепит читателя.

Рейтинг как показатель. Чего?

Правда, есть и некий минус. Отзываться как-то на опубликованные произведения могут только зарегистрированные пользователи, то есть те, кто сам публикуется на этом же сайте. Вот этот подводный камень и срабатывает на сайте www.proza.ru, вернее, срабатывает чувство человеческого тщеславия, дух соревновательности. Имею в виду рейтинги по количеству опубликованных произведений, по количеству читателей, по количеству написанных и полученных рецензий. К сожалению, настоящих литературных профессионалов на сайте практически нет, да и не охочи они до такой бесперспективной и ничего не приносящей работы, как обучение начинающих литераторов. И то верно – своих забот по горло.

А фактически весь русскоязычный литературный Интернет – дело рук энтузиастов, создающих интернет-библиотеки за свой счёт и, конечно же, не имеющих возможности оплачивать работу редколлегиям и членам жюри, которые здесь также работают исключительно добровольно.

Где вас будут читать?

Вы написали стихотворение, рассказ, поэму или повесть. Не спешите публиковать её на первом же литературном сайте, который нашли в Интернете. Прочитайте в пояснительной записке к ресурсу, что там публикуют, будет ли вообще востребовано Ваше детище именно здесь.

Дело в том, что среди большого количества сайтов есть сугубо тематические.

Скажем, www.ArtOfWar.ru: из самого названия следует, что приоритет отдан военной тематике. Здесь собраны рисунки, картины, поэтические и прозаические материалы о войнах, о военных, об их переживаниях, взглядах на жизнь, и Ваш, скажем, роман о большой и чистой любви, безусловно, не придётся ко двору.

Сайт www.bigler.ru тяготеет к байкам из армейских будней, хотя владельцы его размещают и серьёзную военную прозу.

Существуют вообще закрытые для публикации сайты. На них только те произведения, которые хозяева библиотеки заполняют на свой вкус, приглашая авторов с других сайтов или спрашивая разрешения на публикацию их произведений.

Бывает, что однажды, набрав в поисковой системе свою фамилию или название своего рассказа, видишь, что кто-то без всякого на то с твоей стороны позволения разместил на своей странице твой рассказ. Обычно конфликт решается быстро. Автор сайта либо удаляет незаконно размещённое произведение, либо добивается разрешения на его размещение. Штрафные санкции, гарантированные Законом об авторском праве, работают так же, как в своё время шерифы на ковбойском Западе.

Путь к славе

Могут ли публикации в Интернете стать ступенькой к литературному мастерству, к славе, к признанию? Могут!

Некоторые владельцы литсайтов практикуют выпуск книг «своих» авторов, например, издательство «Покровский и братья» готовит третий сборник «В море, на суше и выше» (www.bigler.ru), цикл книг о войне в Афганистане и Чечне помог разместить в книжных издательствах Владимир Григорьев (www.ArtOfWar.ru).

В предвыборные месяцы даже политики приникали к литературному источнику Интернета. И.Хакамада подняла на щит Ирину Денежкину, что, кстати, вызвало удивление у читающей публики: почему именно её и почему именно слабенькую повесть «Song for lovers»? Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Повесть о современной молодёжи, на современном же слэнге. В политических баталиях любые средства хороши для привлечения голосов на выборах, вот и «подняли» молодого автора.

Совсем недавно закончился открытый конкурс литературных произведений и сценариев «Российский сюжет-2004», организованный телекомпанией НТВ и издательством «Пальмира». Отрадно, что среди победителей оказались не только профессионалы, но и люди, пришедшие в литературу через Интернет. К примеру, Вячеслав Миронов со своей повестью «Капище» (www.ArtOfWar.ru).

А недавно по НТВ прошёл телесериал «Странствия и невероятные приключения одной любви» по сценарию онлайнового сценариста Алексея Колмогорова» (www.proza.ru).

Так что возможности оказаться в лучах славы есть. Нужно только написать что-то стоящее и оказаться в нужное время в нужном месте.

Но есть одно «но»

С 28 июля вступил в действие Закон об авторских и смежных правах, которыйэ может поставить под вопрос существование бесплатных электронных библиотек в интернете.

Так, в пункте 2 статьи 19 четко оговариваются условия предоставления электронных версий произведений: «При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме».

Специалисты по авторскому праву настоятельно рекомендуют владельцам электронных библиотек принять меры. К примеру, дополнить предупредительную надпись фразой о том, что сайт является помещением библиотеки и что копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Также рекомендуется запретить закачку файлов и выводить электронное произведение на странице.