00:00, 5 августа 2004 года

Букет для агронома

Из самых отборных колосков, чтоб по полсотни зерен в каждом было. Потому что полновесный колос – это для именинника главное, да и сам он главный не только на этом поле, но и на всех окрестных тоже главный. Агроном. 20 лет назад получил Александр Ярошенко от судьбы сразу два подарка – дочку и должность главного агронома в колхозе «Путь Ленина» Апанасенковского района. Всю душу старался вложить и в то, и другое. Что получилось – судить, наверное, не ему, а людям.

Ну давайте мы и рассудим.

За все время существования колхоза (с недавнего времени – СПК) Александру Владимировичу принадлежит рекорд главноагрономствования. До него самым «выдержанным» был Алексей Шкорина – 15 лет, его учитель, жизненный и профессиональный кумир, председатель одного из шпаковских сельхозпредприятий. «Путь Ленина» находится в зоне рискованного земледелия, иной раз поле отдает едва ли не то же количество зерна, что было посеяно по осени. 1976 и 1979 годах такие суховеи были, что урожайность пшеницы составляла 3,6 центнера. А во время сева на каждый гектар расходуется 1,9 центнера. Александр Ярошенко даже поштучно те нормы знает – 4,5 миллиона зерен. А в 1986-м вообще озимка вымерзла, по весне пришлось все поля ячменем пересевать. Как сейчас помнит, здорово выручили их сорта «Темп» и «Донецкий-4».

Вот такое оно, засушливое Приманычье. Но если мыслить творчески, подбирать свои сорта, не экономить на уходе, обладать интуицией, граничащей с авантюризмом в хорошем смысле этого слова, можно добиться многого. А в результате стать «Лучшим ученым агрономом» Ставропольского края. Этот титул он получил в прошлом году. В Апанасенковском районе лишь двое – Александр Ярошенко и Виктор Скляров - имеют такое звание. Пожалуй, даже больше, чем сам награжденный, обрадовалась сему событию его жена. Ведь вместе с титулом ему был вручен ценный подарок – стиральная машина-автомат. «Доставшая» всех на свете женщин стирка теперь просто удовольствие!

О том, что в Рагулях такой вот замечательный агроном, мы, конечно, знали и до его награждения. И не только мы одни. Были попытки переманить талантливого спеца и на кафедру университета, где он когда-то учился, и в другие, далеко не рискованные для выращивания хлеба районы. А он, чудак-человек, всегда отказ давал. Потому что Рагули – это его, а все остальное – чужбина.

Вообще-то, чтобы выбрать судьбой своей такую вот глухомань, надо, простите за избитую фразу и высокий слог, просто любить свою малую родину, каждый ее рассвет и каждое ее деревце, цветок и травинку. Этим даром Александр Владимирович наделен сполна.

Кстати, о травинке. В Апанасенковском районе СПК «Путь Ленина» является одним из сильных хозяйств. За растениеводство его председатель Николай Полянский спокоен – с таким-то агрономом. Решили еще мясное скотоводство поднять. Что невыгодное да затратное оно – это верно. Но только поначалу. Легче всего пустить поголовье под нож, как это нередко делают налетевшие бог весть откуда инвесторы. Для них зачастую главное – получить разовую прибыль, а там – хоть трава не расти. Местные крестьяне так не поступят, потому что жить им на этой земле долго и традиции вековые нарушать нельзя. Потому что негоже это – оставить огромную армию животноводов без работы, да и на американских окорочках не очень-то прокормишься.

Пришлось агроному в поддержку этой идеи перекроить карту сельхозугодий, чтобы возродить пастбищные участки. В прошлом году закупили немного семян пырея и житняка. Городской читатель, наверное, удивится сему факту, ведь и та, и другая культуры в энциклопедиях значатся как сорняк. Да и дачникам травы эти не по нраву. Но самое удивительное – цена этих «сорняков». На вес золота она, может, и не тянет, а вот с красной икрой вполне сравнима.

Житняк существует с десяток видов, а пырея – 150, и рагулинские специалисты сделали свой выбор в пользу пырея ставропольского высокорослого. Лучшего корма для пастьбы коров в здешних местах не придумаешь. Для себя семена уже вырастили, а в перспективе даже собираются снабжать ими соседние хозяйства.

Но не только заботами о благородном сорняке живет колхозный агроном. Все 20 с лишним лет главная пора для него – жатва хлебов. Как рассказала его жена, кстати, тоже Саша, в ожидании уборки его просто захлестывают эмоции, душа страдает и ликует: деньки торопит, небо умоляет не навредить дождем. Ан не всегда молитвы те бывают услышаны, и природа устраивает крестьянам жесткие испытания. Как в нынешнем году, например.

- Досталось нам, как никому другому в округе, - с горечью говорит Ярошенко, - за время уборки дважды по четыре дня вынужденно простаивали. Дожди повлияли на качество зерна.

Селяне рады и тому, что удалось отвоевать у природы. Собрали урожай щедрый: более 30 тыс. тонн. Уборочная площадь здесь самая большая по сравнению с другими хозяйствами района.

В доме Ярошенко есть огромная напольная ваза, а в ней – изумительный, поражающий своим размером пшеничный сноп. Некоторым колосьям в этой коллекции больше десятка лет, и пополняется этот хлебный букет год от года. Любит главный агроном в пору, когда зерно уже набрало восковую спелость, прогуляться вдоль хлебного поля. Опытным взглядом окинет свои владения, сорвет несколько колосков. И надо видеть, насколько счастлив он бывает в те минуты! А жена его непременная участница таких прогулок. Она в агрономии разбирается не хуже иного специалиста, хоть и работает совершенно в другой отрасли. Просто у нее есть талант понимать близкого человека, разделять его радости и тревоги.

- Я, когда Сашу первый раз увидел, - разоткровенничался мой собеседник, - почему-то сразу понял: это моя половинка.

А увидел он ее в Элисте, в городском автобусе. Через неделю сунул в руки своим родителям традиционный каравай: «Поехали свататься». Теперь у Ярошенко трое детей и трое внуков. И дочка, и сыновья – все выбрали сельское хозяйство, получили высшее образование. Правда, в Рагулях жить не остались. Зато любят приезжать в родительский дом, построенный всего четыре года назад. До этого Александры жили в колхозном доме старой постройки. На новом подворье добрая сотня плодовых деревьев, причем сорта не повторяются. Много привычной и диковинной зелени, ну и, конечно же, любовь и слабость хозяина – картошка десяти сортов. Каждую он, что называется, в лицо знает, всю ее родословную. Кстати, он и диплом-то в агроуниверситете защищал по теме «Влияние сроков посадки картофеля на ее урожайность».

В свой день рождения Александр пришел домой чуть ли не в полночь, пока не остановились комбайны. Стол был накрыт, гости терпеливо ждали именинника. Помимо всяких прочих подарков близкие приготовили для него букетик традиционных колосков. Точно такой же был и у него в руках – коллеги давно уж знают про эту слабость. Так что ваза теперь не кажется такой огромной, как поначалу.