00:00, 4 августа 2004 года

Моя четырехзвездочная школа

- Паша, а скажи, как получилось, что ты победил в столь престижном конкурсе? Глядя на тебя – высокого, спортивного, жизнерадостного, – просто не верится, что ты провел все детство, корпя над английской грамматикой.

- Нет, конечно. Наверное, все-таки наследственность неплохая. Мама инженер, папа – программист на «Ставролене». Повезло, конечно, и с первой учительницей английского языка. Спасибо Татьяне Викторовне Тигешкиной. Но самое главное, много дала учеба в буденновском «Поиске». Благодаря ему я и смог принять участие в этом конкурсе.

- Расскажи о своих впечатлениях от города, школы, где тебе пришлось жить и учиться почти год.

- Город Снайдер расположен на юге США в штате Техас, почти у самой границы с Мексикой, и насчитывает около 10 тысяч жителей. В Снайдере есть несколько начальных школ, средняя и одна так называемая высшая (в Америке 12 классов обучения). Интересно то, что школам там присваивается звездность как отелям. Это зависит от достижений учеников. Моя школа была четырехзвездочной.

Жил я в американской семье, правда, состоящей из одного человека. Это был 37-летний учитель той же школы Дэвид Фрейжиер. Мы с ним отлично ладили. Он даже обещал следующим летом приехать ко мне в гости.

Занятия в школах у них начинаются в 8.15, а заканчиваются в 15.30. С 11.35 до 12.25 так называемый ланч (обед). Система проверки знаний учеников очень отличается от нашей. Только тестирование, никаких устных ответов. Очень строгий контроль за посещением школы. К злостным прогульщикам и неуспевающим применяются жесткие меры. Они обязаны ходить в определенной форме, и головы у них выбриты необычно. Сразу можно различить в толпе.

- Как у тебя прошел учебный год? Были ли экзамены?

- Я изучал в американской школе как традиционные дисциплины - математику, физику, химию, английский язык, так и немного непривычные для нас сельское хозяйство, технологию приготовления пищи, мировую историю, психологию. Все экзамены проводились в виде тестирования по стобалльной системе. Мои результаты по всем предметам - свыше 90 процентов, что означает наши пятерки. Но самое интересное, что, приехав домой, я тоже сдавал экзамены по программе 10 класса.

- Скажи, чем американские школьники отличаются от наших. Например, есть ли у них свой сленг?

- О, сколько угодно, как и у нас. Gool – «крутой», dude – «чувак», what,s up? – «привет, что новенького?» А если говорить об отличиях, то они, конечно, есть. На вечеринках пьют только пиво, но какое! Максимум 1,5 процента алкоголя. Еще они очень чистоплотны. Два дня подряд приходить в школу в одной футболке не принято. Должна быть каждый день свежая. Очень популярен здоровый образ жизни. Многие бегают по вечерам.

Водить машину в Америке разрешают уже с 16 лет, поэтому в школу почти все старше-классники приезжают на своих автомобилях.

- Я вижу много фотографий, где ты с девушками. Красивые девушки в Техасе?

- Да, очень красивые. Каждый день в школу надевают то, что поудобнее. Но если бал какой-нибудь, то наряды обалденные, высокие каблуки. И общаться с ними легко.

- Паша, а что тебя удивило больше всего?

- Все поголовно верующие. У них постоянно слышишь «Мой Господь». Они были, можно сказать, шокированы, узнав, что я атеист. Спрашивали: «Как ты можешь не верить в Господа?». Примечателен тот факт, что в этом маленьком городке на 10 тысяч жителей более 30 церквей.

- Интересно, а что они знают о России?

- Как ни грустно, но мы у них ассоциируемся со словом «водка». Американцы уверены, что у нас тут все беспробудные пьяницы.

- Думаю, они изменили свое мнение о России, узнав тебя. Говорят, ты в каких-то конкурсах участвовал, призы привез? Хвались, давай.

- Конкурсы, можно сказать, сельскохозяйственные. К слову, заниматься сельским хозяйством, фермерством в Америке престижно. Как у нас престижны, например, профессии бухгалтера, юриста. Даже в школе преподаются сельскохозяйственные дисциплины. Когда я приехал, мне на ферме поручили шефство над свиньями, овцами, козами и т.д. И я, в принципе городской житель, теперь многое знаю и умею по уходу за домашним скотом. А в апреле состоялось традиционное шоу, организованное ассоциацией будущих фермеров Америки (примерно на районном уровне), где выращенная мной свинья заняла первое место. Еще были конкурсы на оценку сельскохозяйственной продукции. Например, из семи кур-несушек нужно было выбрать лучшую. В этом состязании участвовали 455 человек. Честно говоря, ушам не поверил, когда объявили, что я занял первое место. А вообще, это было очень необычно и здорово.

- После такой практики в английском языке куда думаешь поступать? Могу предположить, что в институт иностранных языков.

- Не угадали. Вообще-то, я еще точно не решил. Выбираю между аэрокосмическим и медицинским.


Кстати. Российская молодежь по своему интеллектуальному развитию опережает американских и европейских сверстников. Такие выводы сделали представители ЮНЕСКО на основе собственного мониторинга. Секрет интеллектуального превосходства молодых россиян объясняется легко. Отечественная система образования по-прежнему очень сильна, она основана на фундаментальном принципе, в то время как западные школы берут за основу прикладной. Отечественные «храмы знаний» развивают прежде всего смысловое понимание. Например, нашим ученикам объясняют, как и в результате чего возник закон Ома. На Западе то же самое представляют как данность и предлагают варианты применения в жизни.

Л. ПАСКАЕВА