00:00, 28 июля 2004 года

Хлеб с запахом «Тайда»

В селах и поселках лепятся на скорую руку пристройки к домам с окнами на улицу, для торговли приспосабливаются киоски и вагончики.

В принципе в «замагазинивании» микрорайонов, улиц, переулков нет ничего плохого. Вышел из дома, а тут тебе под боком любой товар, ходить далеко не надо.

Поселок Затеречный – не исключение. К примеру, в бывшей столовой, принадлежащей когда-то ОРСу «Ставропольнефтегаза», сегодня разместились пекарня и магазин «Джамиля». Хозяин последнего Запир Ададаев вот уже три года снабжает жителей окрестных улиц товарами повседневного спроса. Поступают в его магазин горячий хлеб и хлебобулочные изделия. Причем, продаются они по ценам достаточно умеренным, по договору с руководителем пекарни даже без торговой надбавки.

Для удобства покупателей работает эта точка без перерывов на обед, до позднего вечера. Однако вот какое письмо пришло в редакцию «Ставропольской правды» от жителей поселка: «Не можем больше молчать по поводу беспорядка в магазине «Джамиля». Ассортимент хлебобулочных изделий в нем большой, но весь товар располагается на грязных лотках. Покупатели руками выбирают хлеб. В морозильной камере пельмени лежат рядом с мороженым. С месяц назад завезли в магазин стиральные порошки, разместив их в полуметре от стеллажа с хлебом. Чеки здесь не принято пробивать. Деньги за товар берет сам хозяин, цены постоянно «округляет»…

Чтобы удостовериться, правду ли пишут люди, вместе с помощником санитарного врача Нефтекумского центра Госсан-эпиднадзора Натальей Конник, ведущим специалистом отдела по экономическим вопросам райгосадминистрации Раисой Повод мы выехали в Затеречный. И убедились, что все, что изложено в письме, соответствует действительности. Запах стиральных порошков в «Джамиле» был так силен, что перебивал аромат горячего хлеба.

- Этот магазин надо закрывать, пока не будет наведен должный порядок, - к такому выводу пришли члены комиссии.

- Тогда полпоселка останется без хлеба, - пытался возразить хозяин магазина.

Кроме видимых глазу недостатков, выяснилось, что у работающих в «Джамиле» продавцов нет санитарных книжек, дающих право на торговлю продуктами питания. Просмотрели члены комиссии и содержимое журнала «Контроль и учет», его страницы были чисты. Выходит, за три года существования этого торгового предприятия здесь ни разу никто не побывал ни из администрации муниципального образования, на чьей территории размещена торговая точка, ни из районной службы Госсанэпиднадзора.

- Только сотрудники милиции приходили, интересовались ценниками на товары, - пояснил хозяин, - но о своем посещении записей в журнале не оставили.

И еще выяснилась одна немаловажная деталь: ни у одного работника в «Джамиле» не оказалось даже начального торгового образования. Кому уж тут разбираться в правилах товарного соседства, ассортименте и прочей магазинной атрибутике?

- Возмущает пассивность многих частных торговцев, - говорит Раиса Повод. – Мы ежемесячно проводим для них семинары. Знакомим с существующими положениями, законами, учим азам торгового дела. Учатся далеко не все. И вот результат профессиональной безграмотности.

Мы решили побывать еще в нескольких торговых точках. Магазин «Надежда», разместившийся в самом центре поселка, тоже не блистал чистотой. И в нем нарушалось товарное соседство. А на просьбу показать документы на имеющиеся товары, журналы учета, санитарную книжку, продавец Ольга Филимонова отвечала: «Документов нет, фамилию хозяина магазина не знаю».

Не лучшую картину наблюдала комиссия и в магазине предпринимателя Камалудинова. В его «стекляшке» торговали хлебом низкого качества в близком соседстве с отбеливателем «Персоль». Магазин не имеет разрешения на торговлю крепкими спиртными напитками, но на витрине красовались бутылки с горячительным. При температуре воздуха за тридцать градусов лежали на открытом прилавке колбаса, полуфабрикаты, сливочное масло и прочие быстропортящиеся продукты.

Пока продавец Елена Махмудова писала объяснительную, пока составлялось соответствующее предписание владельцу торговой точки, другие магазины и магазинчики, чьи продавцы уже прослышали об идущей проверке, поспешили в срочном порядке закрыться.