00:00, 28 июля 2004 года

«Говорю, что люблю их…»

На стене закреплена пара велосипедов. В зале в простых белых рамках симпатичная живопись, книги на полках, телевизор «Панасоник», цветы… Судя по первому впечатлению, интерьер этого дома из 20-го века перешагнул в 21-й.

Но вот собирается вся семья. На кухне привычно закипает работа. Готовят ужин все вместе, что-то друг другу рассказывают, шутят, смеются, каждого подгоняет аппетит. Тесно, зато хорошо. Однако познакомимся с нашими героями. Виктор Аркадьевич Игнатов – глава семейства. Людмила Федоровна – его жена. Максим и Сережа – сыновья.

Если существует семья, ей нужен свой дом. Но не всякое местожительство превращается в Дом, возникающий лишь из любви, которая на всю жизнь связывает нас с родными. У мужа и жены Игнатовых есть Дом, и создание его началось задолго до их встречи. Потому что с чувством дома надо, наверное, родиться, унаследовать от отца и матери. А встретились Людмила и Виктор в пятом классе. Оба выросли в Изобильном, закончили одну и ту же школу и разъехались, о браке даже не помышляли – были просто друзьями. А потом на небесах что-то произошло. Людмила уже работала библиотекарем на знаменитой Волжской ГЭС, когда неожиданно у них начался бурный авиароман по маршруту «Ставрополь-Волгоград». В 1981 году они поженились. К этому времени она закончила Краснодарский институт культуры, он – Ставропольский политехнический. Вскоре молодой инженер-механик пришел работать на завод «Красный металлист».

Людмила. По стилю мышления и образу жизни она близка к романтикам 60-70-х годов. Рюкзак и палатка для Людмилы Федоровны и сейчас символ счастливой здоровой жизни. Она и на Волгу уехала потому, что это было что-то настоящее: «Именно тогда я прочитала первые культовые книги того времени – «Мастер и Маргарита», «Сто лет одиночества»… Библиотеку ведь собирала вся страна, отовсюду приходили посылки с лучшими книгами. А директор у нас была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Представляете, библиотекарь – орденоносец?! Как я ею гордилась!..»

Теперь и сама Людмила Федоровна – директор Ставропольской краевой юношеской библиотеки, правда, звания героев труда прекратили свое существование… Не так давно Людмила Игнатова побывала в США как участник американо-российской программы «Открытый мир». Ее основатели – директор библиотеки Конгресса США доктор Биллингтон и российский академик, ныне покойный Д. Лихачев. Нетрудно представить, как непросто попасть в эту престижную программу – конкурс огромный. За четыре года семь тысяч лидеров из всех регионов России побывали в Америке, из них около двухсот – члены Федерального Собрания РФ. Современный опыт Ставропольской юношеской библиотеки, двенадцать лет руководимой Людмилой Игнатовой, был замечен и оценен на российской библиотечной сцене. Так она оказалась включенной в эту престижную программу. «Никогда не была, - признается Людмила Федоровна, - поклонником Америки, но все, что я за 11 дней там увидала, оказалось очень интересным, особенно в человеческом смысле. И в Вашингтоне, и во Флориде, где я жила, одна и та же картина – молодежь не курит, телевизионные программы в отличие от наших вполне приличны, болеть американцы не любят, настроены на положительное и совершенно искренне верят, что они герои…»

Домой Людмила Игнатова летела с мыслью о своей семье. Почему-то ей вспомнился давний случай на школьном родительском собрании. Ее дети Максим и Сережа – люди спокойные, не агрессивные, вот ее и спросили, как она их воспитывает. Людмила Федоровна ответила: «Каждое утро я им говорю, что люблю их…»

Виктор. На столе лежит пожелтевшая от времени «Ставропольская правда» за 1985 год. На первой странице большой фотоснимок радостно улыбающегося человека. И текст: «…Добрые перемены здесь связывают с приходом на этот участок мастера-бригадира Виктора Игнатова…» В его трудовой книжке одна-единственная запись: «Завод «Красный металлист», трудовой стаж – 23 года. Но теперь Виктор Аркадьевич без работы. 8 декабря 2003 года завод остановился за долги – там отключили электроэнергию. Сотням людей предложили отпуск без содержания. Виктору Игнатову «Красный металлист» задолжал 40000 рублей. Как он живет? «Подрабатываю на стройках, - пояснил Виктор Аркадьевич и улыбнулся, совсем как на газетном снимке, только уже не так радостно. Между тем стоящий в комнате «Панасоник» до сих пор свидетельствует о былой силе завода. Это японцы расплачивались своей видеотехникой за приобретаемые станки…

Максим. Он – старший сын, ему 21 год. Закончил четвертый курс Ставропольского технологического института «Сервис». Учится на отлично, обучение платное. До института учился в колледже связи (память о нем - «красный» диплом). В семье Игнатовых считают, что детям, особенно мальчикам, надо вначале дать среднее техническое образование, научить делу. Это важно, чтобы не терять время, если парень пойдет в армию. Родился Максим 8 марта, этим обстоятельством его мама объясняет, отчего сын вырос ласковым и сострадательным. И в самом деле, юношеская библиотека, где Максим работает завсектором компьютерных технологий, - не самое доходное место, но мужские руки здесь на вес золота: прибить, поднять, починить… Трое Игнатовых – отец и два сына – никогда не оставляют в беде свою маму – директора. Виктор Аркадьевич не одну зиму провел на библиотечной крыше – чистил от намерзшего снега. И линолеум они уложили почти на всей площади библиотеки. Виктор Игнатов знает, где какие трубы лежат или что происходит с электрической проводкой.

Сережа. Когда-то маленькому Сереже дали школьное задание сделать рисунок «Моя семья». Брата Максима он изобразил большим и важным, а рядом, по законам перевернутой перспективы, поместил две небольшие фигурки мамы и папы. Вот что значит для ребенка явление старшего брата. Теперь Сережа учится в многопрофильном региональном колледже, изучает автодело. Недавно закончил летнюю практику и от своих шефов получил хорошую характеристику: «…учащийся старательный и трудолюбивый». А на одном местном конкурсе на лучшее знание Ставрополя велосипедист Сережа Игнатов занял первое место. Единственное, что вызывает обеспокоенность его родителей, - возраст, Сереже 16 лет.

…Чаепитие подошло к концу. Бутерброды, приготовленные ребятами, съедены – стол заставляется семейным архивом. Гора фотоальбомов, вырезки из газет, грамоты и заветный ящичек, содержание которого составляет тысяча слайдов. На них запечатлены 23 года семейной жизни, от рождения Максима и Сережи до наших дней.

По каким же законам строится эта семья? Главный из них, как я поняла, принцип «общего дела». Это «русская идея» семьи Игнатовых, самая древняя из наших национальных идей.

Вспомним свою историю – пока у российского народа есть «общий дух» и «общее дело», он сохраняет мощь и силу, вызывает уважение врагов. Но когда и человек, и страна отказываются от семейных связей, вместо того, чтобы вырасти из их корня, это означает, что они себе больше не доверяют. В России это означает беду…

Игнатовы интересны тем, что общими усилиями, искренне и серьезно создают свою семью. Есть у них рюкзаки, надувная лодка, палатка, скромная верная «Таврия», дачный участок. В советские времена, когда все это приобреталось, они объездили полстраны, побывали в Москве, Загорске, Петербурге, в Грузии, Крыму, на Северном Кавказе… Однажды задумались перед выбором – купить новую мебель или поехать по путевке в Финляндию? Предпочли поездку. Теперь, правда не так часто, путешествуют по Ставрополью.

«И все-таки, - вступил в разговор молчавший Виктор Аркадьевич, - и в воспитании, и в семейной жизни есть много своих загадок, провалов, скрытых угроз. Иначе как объяснить, почему нашими благими намерениями вымощена дорога в ад?.. Думаю, что изначально, надо заключить договор с самим собой. Всякий человек должен для себя решить, есть в жизни смысл или нет. Если он соглашается с тем, что смысл есть, приходит понимание, что есть хорошо, а что плохо. Появляется жизненная цель, прочное содержание жизни, а вместе с ним – внутренняя сила человека. И дети, даже самые маленькие, это очень хорошо чувствуют. С этого момента, может быть, только и начинается воспитание, причем кажется, будто все это происходит само собой…».