Назад и вперед к Шукшину!

Однажды кто-то из российских журналистов спросил профессора Джона Гивенса, известного специалиста по русской литературе, почему он занимается Шукшиным. Гивенс искренне удивился: «А кем еще у вас заниматься? Ну не Аксеновым же…» Замечание симптоматичное. Оно указывает на точное местоположение Шукшина в иерархии современной отечественной литературы. Более того – на значение писателя для русской жизни.

Сегодня много пишут и говорят о поиске национальной идеи. Одни высказываются серьезно, другие иронично, третьи – конъюнктурно. Большинство же, замороченное телевизором и нашей жизнью, неуверенно определяет: «Русская идея – это что-то из области былин и мифов?..».

Однако самое интересное заключается в том, что русская идея действительно существует. Она есть. Но как все великое, она сокровенна и потому скрыта. Подлинные смыслы могут быть только сокровенными и потому требующими немалого труда, чтобы раздобыть и осознать их.

Василий Шукшин – один из тех, в ком наша национальная идея явлена, в то же время она сокровенна. И пока мы ее не найдем, Россия будет мучиться и гибнуть, ибо заемные идеи, как мы теперь и сами видим, не спасают. Такой у нашей страны характер.

Кое-кто на это согласен – поколение фарцовщиков, например. Не случайно прозорливый западный профессор так небрежно упомянул Аксенова, который тоже публично объяснился: «Отчего это вы так волнуетесь? Все у вас хорошо, на каждом углу «Мальборо» продается…» Это и есть психология фарцовщика – обменять нечто ценное на побрякушки, произвести выгодный торговый обмен и радоваться.

Ну а те, кто на это не согласен, будут трудиться. Смутные времена в России кончались лишь тогда, когда объединялись вокруг носителя «русской идеи», понятной без лишних слов.

Чтобы русская литература вновь продолжила свое развитие, она должна перешагнуть через грязную лужу «новой современной литературы» и вернуться к тому месту, где остановился Шукшин. Чтобы начать движение к Шукшину, который все-таки оказался не позади, а впереди нас.

Впрочем, все сказанное можно заменить одной фразой: «Давайте вновь почитаем Василия Макаровича и только после этого начнем думать».