00:00, 20 июля 2004 года

Каждый кадр - история

О предыстории факта дарения мне поведала заведующая сектором выставочных работ музея Светлана Гайдидей. Как еще помнят многие наши земляки, особенно жители города Ставрополя, в нынешнем мае широко отмечалось 80-летие со дня основания Ставропольского края. В череде юбилейных мероприятий заняла свое место и приуроченная к дате фотовыставка с соответствующим названием, организованная краеведческим музеем совместно с пресс-службой губернатора. И совершенно естественно, что среди ее экспонатов значительное место заняли работы Алексея Заморкина, ведь он тоже сотрудник пресс-службы. Во многих ставропольских и иных изданиях регулярно можно встретить и отдельные его снимки, и целые фоторепортажи. Много ездит он по краю, и на этом пути каждый день встречаются и удивительные события, и интересные люди. В процессе подбора снимков для юбилейной выставки появилась у него идея передать затем эти работы музею.

Наличие в фондах музея этих коллекций действительно дает возможность музейщикам для творческого «маневра»: в будущем снимки можно не только демонстрировать на выставках, но и использовать их в подготовке разного рода тематических экспозиций. Ведь уже давно стало нормой, что практически ни одна из готовящихся здесь выставок не обходится без фотовкраплений в единую экспозиционную ткань, где каждый элемент, будь то предмет, документ или снимок, играет свою роль. И именно широта тематики работ Заморкина гарантирует им активную музейную востребованность.

Нет сомнений, что в дальнейшем коллекцию ждет интересная судьба в стенах музея. Один лишь «Черный июнь» способен вновь и вновь привлечь внимание публики. Памятные всем ставропольцам трагические дни страшного наводнения июня 2002 года запечатлены фотохудожником и с документальной достоверностью, и с пронзительной болью. Здесь нет холодной отстраненности случайного наблюдателя, озабоченного лишь желанием схватить удачный ракурс. Здесь в каждом кадре, будь то человеческое лицо крупным планом, или сюжетный снимок, или пейзаж, снятый с высоты птичьего полета, - всюду живая, бьющая в сердце эмоциональность, истинная – в данном случае горькая – правда жизни…

Теперь эта «правда» на вечное хранение останется в музее, у каждого снимка уже есть свой собственный номер (не хочется называть его инвентарным!), и всякий раз, когда в какой-то новой экспозиции мы встретим работу Алексея Заморкина, мы обязательно прочтем ссылку на то, что это фото из его персональной коллекции. Таково условие договора, заключенного музеем с дарителем.

С. Гайдидей уже размышляет над следующим совместным проектом под условным названием «Лицо кавказской национальности». Что имеется в виду? Да просто показать большой массовый «портрет» людей, живущих на Северном Кавказе. Предстанут на будущей выставке люди разных народов, разных возрастов и профессий – земляки, кавказцы. Все мы по сути – лица кавказской национальности. Нормальные люди, не террористы и бандиты, а просто люди. Мне задумка музейщиков и фотохудожника, признаться, понравилась. Подождем ее исполнения.