00:00, 16 июля 2004 года

Концептуальное «да»

За принятием судьбоносного без преувеличения решения наблюдал помимо губернатора края А. Черногорова, руководителей территориальных подразделений федеральных органов власти еще и помощник полномочного представителя президента РФ в ЮФО В. Шаповалов, который, кстати, является одним из разработчиков федерального закона. Он специально прибыл из Ростова, чтобы не только выполнять наблюдательные функции, но и высказаться по поводу ставропольского варианта реформы, лично удостовериться в том, как внедряется его «детище» в регионах.

Но перед принятием в окончательном чтении «титульного» реформенного закона «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории районов СК», вызвавшего оживленную дискуссию в крае, депутатам пришлось испытать психологический прессинг. У стен ГДСК собрались представители Георгиевска и Буденновска с плакатами в руках. Они выражали недовольство тем, как Дума и правительство намерены определить границы этих муниципальных образований. Их междоусобные споры с более мелкими населенными пунктами, прилегающими к городам, также наделали немало шума в последнее время. А без определения границ всех муниципалитетов, находящихся на территории края, муниципальная реформа просто не может двигаться дальше.

В зале же народных избранников ждала еще одна неожиданность. На этот раз в виде распространенного среди депутатов обращения глав и представительных органов Ставрополя, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска, Невинномысска, Георгиевска и Буденновска. Его суть сводится к уже упомянутому недовольству: города краевого значения не хотят терять свой «особенный» статус, ссылаясь на исторические традиции и сложившиеся управленческие связи.

Из-за последних кулуарных согласований заседание началось с получасовым опозданием, что внесло в и без того напряженную обстановку некоторую нервозность. Перекроив порядок рассмотрения вопросов в повестке дня, Дума вначале все же решила уладить межевые споры. На протяжении двух с лишним часов звучали аргументы оппонентов, перемежаемые эмоциональными высказываниями депутатов, вроде «мы тут не мальчики для голосования».

В результате получилось «всем сестрам по серьгам». Большие города, за исключением Ессентуков, в полном объеме не удовлетворили свои территориальные амбиции, но для них Дума все же пошла на некоторые уступки. Таким образом, на сегодня в крае установлены почти все границы муниципальных образований. Этот этап не прошел лишь Ставрополь, чей спор со Шпаковским районом был наиболее «кровопролитным». Но и краевой центр в ближайшее время обретет свои границы. Накануне проект соответствующего закона внесен в ГДСК.

Впрочем, установление границ, принятых вчера Думой, чревато неудобствами для жителей некоторых территорий, «отошедших» к селянам. Теперь им придется менять в документах «прописку». Как было сказано, вполне вероятно, что потребуется реформирование и уже сложившейся системы водоснабжения, коммуникаций.

Покончив с границами, Дума приступила к рассмотрению во втором чтении главного реформенного закона. Его разработка велась на протяжении нескольких месяцев. С момента принятия закона в первом чтении на июньском заседании в профильный думский комитет поступило около сотни поправок. С участием депутатов и правительства края была создана согласительная комиссия, призванная найти соломоново решение, устраивающее все стороны дискуссии. По отдельным вопросам консенсус был достигнут, но остались и такие, которые разрешить комиссия не сумела. На закон было получено заключение управления юстиции и прокуратуры. Указанные недостатки были учтены в новом варианте законопроекта.

По итогам думского заседания можно поздравить с относительной победой тех, кто выступал за прямые выборы депутатов представительных органов муниципальных районов. Возможность выборов в окончательном варианте предусматривается. Но победа относительна по той причине, что, согласно формулировке, формирование советов муниципальных районов первого созыва осуществляется на основании решений о формировании советов путем делегирования представителей органов местного самоуправления, «принятых на день принятия» этого закона не менее чем двумя третями представительных органов муниципальных образований этого района. Но закавыка заключается в том, что уже практически все районы на вчерашнее число двумя третями высказались за формирование советов путем делегирования. Демократичность соблюдена, результат же достигнут тот, который отстаивало правительство края.

Советы районов первого созыва будут работать три года. Именно столько будет длиться переходный этап реформирования. Ставрополье по сравнению с другими регионами выиграло «на обкатку» целый год. Уже ясно, что реформа у нас начнется не с 2006-го, а уже с будущего года. Кстати, помощник полпреда «сдал» страшную тайну: инициатива досрочного старта на Ставрополье принадлежит не кому-нибудь, а российскому президенту В. Путину, который учел «продвинутость» нашего края в деле муниципального реформирования.

Дума разрешила и «кадровый вопрос». Напомним, в первом варианте закона должность главы муниципального района мог занимать лишь тот, кто обладал высшим образованием по специальности «государственное, муниципальное управление». Теперь же вакантную должность может занять любой, соответствующий требованиям краевого закона «О муниципальной службе» для высших муниципальных должностей, что значительно расширяет круг потенциальных соискателей.

Как отметил депутат А. Шиянов, вчера Дума сказала свое концептуальное «да» муниципальной реформе. И, несмотря на то, что процесс идет достаточно тяжело, у края есть все шансы стать в авангарде тех, кому предстоит жить по-новому.

ГДСК также рассмотрела ряд других вопросов.