00:00, 14 июля 2004 года

Край готов кроить реформу

О сроках

В. Н.: В первую очередь удивляет то, что дискуссия по поводу законопроектов порой идет так, будто у нас в крае буквально все начинается с чистого листа. Словно не действует давно региональный Союз муниципальных образований, не происходит постоянного обмена опытом. А ведь опыт есть! И немалый. Потому мне совершенно ясно, что нам стоит стартовать раньше на год, чем остальные субъекты РФ: приступить к законодательной и практической обкатке новых правил и норм с января следующего, а не 2006 года. Противников этого, знаю, хватает: мол, зачем бежать впереди паровоза? Но ведь основа у нас заложена, в отличие от очень многих краев и областей, начинающих с нуля. Значит, не теряя времени, надо двигаться дальше. Так думаю не только я, а большинство наших коллег.

Взять, к примеру, разграничение бюджетов, которое произошло несколько лет назад. Нам, вновь избранным главам муниципальных образований, минфин края спустил план по доходам в казну, исходя, так сказать, из сложившихся «среднепотолочных» показателей. По-другому и быть не могло. Мы и сами на местах толком не представляли, что имеем. Почему? Да потому, что не были заинтересованы особо вникать в эту проблему, ведь все равно в «общий котел» заберут, а потом как-то разделят, зачем суетиться? Но едва появился стимул – при превышении запланированной доходной части определенный процент дополнительных средств стал оставаться в распоряжении сельсовета, сразу принялись по сусекам скрести. В итоге и территории, и краю выгода. Вот парк у школы – с клумбами и фонтаном. А еще не так давно коровы паслись…

А. К.: У нас в Сенгилеевском, например, многие предприниматели проживают с семьями в селе и пользуются его инфраструктурой – дети в школу, детсад ходят, а налоги платят по месту регистрации предприятий в Ставрополе. Убедили поменять «прописку», было 5 – стало 23, есть разница? Для муниципальной казны заметная.

Местная власть находится от граждан на расстоянии пешеходной доступности. Это – общепринятый термин в теории и практике местного самоуправления, выражающий его коренную суть. Согласившись с коллегой по поводу сроков проведения реформы, думаю, стоит прислушаться и к нашему мнению.

О меже

В. Н.: У нас определение границ завершено. Но не везде этот процесс проходит гладко. Но я думаю нужно уметь договариваться! Городам не стоит себя вести исключительно с позиции «старшего брата». Мы понимаем, к примеру, что Ставрополю, с которым граничим, надо развиваться. Готовы обсуждать. Но до каких пределов и как? С кладбищами проблема – будем Русский лес вырубать? Разве это решение вопроса? Эдак можно и до Красногвардейского района погосты протянуть… Мы ведь тоже можем «в позу стать»: немало жителей нашего села на предприятиях краевого центра работают и в его казну подоходный налог платят, а дети их в нашей школе с компьютерным классом учатся, между прочим…

О «больших и «малых»

А. К.: Знаю, что высказываются опасения: непропорциональное представительство нарушит не только избирательные права граждан, но и скажется на принятии необоснованных финансовых решений в пользу «малых» поселений. Но все упирается в вопросы ведения и так называемый финансовый мандат! По закону: есть полномочия – будут и деньги, нет – извините. Или взять фонд финансовой помощи – региональный, районный. Мы пришли к выводу: надо развивать межмуниципальную кооперацию. К примеру, зачем селу Новомарьевскому убыточное по определению предприятие по вывозу мусора, если такое же создано в соседнем Верхнерусском, которому (небесплатно, разумеется) по силам эту работу выполнять?

В. Н.: Я думаю, если сейчас, в переходный период, пойти по варианту прямых выборов, новые депутаты будут осваиваться очень долго. Как раз весь переходный период в течение двух лет. Действующие сегодня в муниципальных образованиях избранники уже прошли определенную школу, приобрели, пусть и в разной степени, умение просчитывать варианты, доказательно отстаивать интересы своих избирателей. Хотя, считаю, учебе депутатов муниципальных образований надо уделять больше внимания на краевом уровне, привлекая юристов, экономистов.

Но хотелось бы большей активности самих граждан в вопросах самоуправления. Скажем, в хуторе Нижнерусском (он, как и Вязники, входит в состав нашего муниципального образования) есть такой человек – Александра Егоровна Коровничек, она на общественных началах занимается его нуждами и проблемами, постоянно участвует в заседаниях сельсовета и, если что-то надо, своего добивается. Чем больше люди будут видеть, чувствовать, верить, что и от них, а не только от власти любого уровня, зависит, как жить, тем активнее будут участвовать и в деятельности органов самоуправления. Но на это нужно время.

О «контрактном» главе

А. К.: Назначение Советом района главы исполнительной власти территории на конкурсной, контрактной основе, как это прописано в законопроекте, считаю очень важным именно в переходный период. И потому, что появляется возможность нанять профессионального управленца-хозяйственника, что далеко не всегда гарантировано при выборах, а по необходимости можно разорвать контракт, если человек не справляется, не мучаясь до срока перевыборов. А потом сами и решим, как дальше жить.

Наталья СВЕТЛОВА