00:00, 13 июля 2004 года

Надпись на дверях морга: «Мест нет»

Было это субботним вечером, как раз накануне праздника Пасхи. Предположив, что в воскресенье вскрытие никто делать не будет, Наталья Львовна приехала за телом мужа в понедельник. И тут ей пришлось пережить еще один удар: пролежав почти два дня в теплом помещении, оно приобрело такие объемы, что его трудно было узнать.

Хоронили Владимира Почуфарова без традиционного прощания: гроб пришлось сразу же закрыть. Надо ли говорить, сколь мучительна была траурная церемония. Родственники и сейчас, спустя три месяца, не могут успокоиться из-за того, что не простились по-людски с близким человеком.

…Заместитель главврача Ипатовской ЦРБ Виктор Куценко рассказывает:

- Мы разбирали этот случай в коллективе, - за нарушение этики врачу-анестезиологу вынесено общественное порицание.

Ну, с этикой все понятно, погорячился человек, тем более день был напряженным, три операции позади. Однако обида у родственников Почуфарова осталась не только на него. Но выяснить, кто же, как пишет Наталья Львовна, забыл положить тело ее мужа в холодильную камеру, оказалось сложнее. Оказывается, в тот день в морге скопилось небывалое количество трупов – аж восемь. В камеру же, как мне сказали, их вмещается два-три, от силы – четыре.

- Ну, не штабелевать же нам их, - разводит руками зам. главврача.

Однако заведующая приемным отделением Валентина Давыденко, которая в то время находилась на курсах, пояснила, что иногда и в самом деле приходится теснить трупы. И что по этому поводу своим подчиненным она давала устное распоряжение. Однако санитарка, доставившая покойника в морг, о том распоряжении слыхом не слыхивала. Ей сказали, что холодильник занят, она и оставила умершего в прозекторской. А погода, как назло, выдалась теплая, да еще и топили добросовестно.

Главврач Ипатовской ЦРБ Юрий Калиниченко пояснил, что вскрытие трупов производит патологоанатом Ю. Давыденко, который находится в подчинении краевой судебно-медицинской экспертизы. График его работы не предусматривает дежурства в выходные дни. Сам Давыденко рассказал, что иногда его просят произвести вскрытие и в нерабочее время. Но в тот день ни к нему, ни к главврачу никто из родственников умерших не обращался.

Дальнейший разговор с Виктором Куценко продолжился в морге. Конечно, на фоне других помещений выглядит он убого. На потолке множественные разводы – следы недавних и былых дождей.

Справедливости ради следует сказать, что материально-техническое положение больницы в последнее время заметно улучшилось. Недавно завершен капитальный ремонт инфекционного отделения. В прошлом году ремонт проводился в пищеблоке, урологическом, инфекционном и приемном отделениях. Приобретено шесть автомобилей. На эти цели израсходовано более 1,7 миллиона рублей. Сейчас идут ремонтные работы в акушерском отделении.

- Работы по ремонту морга, - говорит Виктор Николаевич, - планируем на будущий год.

А пока медикам приходится довольствоваться тем, что есть. Еще два года назад холодильник в этом скорбном помещении и вовсе бездействовал, поскольку был неисправен, однако ЧП, подобных апрельскому, здесь не припомнят. Впрочем, такая история вряд ли повторится. Как говорится, наученные горьким опытом работники больницы решили: пусть лучше в тесноте, но только без обид. В самом деле, не писать же на дверях морга «мест нет». Хотя в некоторых российских регионах и такое можно увидеть.