00:00, 7 июля 2004 года

Поменяют буквы

О приватизации главных наших коммунальных предприятий заговорили после принятия на федеральном уровне нового законодательства. Так надо. С одной стороны, речь идет о простой смене вывески, с другой – приватизация есть приватизация. Редко где по стране, по словам губернатора Александра Черногорова, существуют подобные хозяйственно-управленческие структуры, реализующие единую финансово-правовую и технико-экономическую политику в масштабах региона. Конечно, хотелось бы ни в коем случае не разрушить сложившуюся систему управления.

- Личной выгоды ни у кого нет, - сказал А. Черногоров на состоявшемся вчера селекторном совещании, в котором приняли участие главы районов, городов, муниципальных образований, а также руководители министерств и ведомств. – Это будут акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом. И самое главное – в отрасль нужно привлекать инвесторов. Как российских, так и иностранных.

Что представляют из себя ГУПы сейчас? «Ставрополькрайводоканал» обеспечивает водой 392 населенных пункта края, при этом износ сетей достигает 80%. «Ставрополькоммунэлектро» - это 21 филиал, 208 тысяч абонентов среди населения, 5 тысяч бюджетных организаций и почти 60% износа. «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» греет более 180 тысяч жителей края и около 2 тысяч организаций. Доля предприятия в тепловом балансе края – 25 %. Основная цель их акционирования, как отметил в своем докладе заместитель председателя правительства – министр ЖКХ, строительства и архитектуры СК Александр Орешков, - формирование финансово устойчивых компаний, создание условий для привлечения инвестиций, а также надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей.

Чего у приватизации не отнимешь, так это инвестиционную привлекательность. Ни один нормальный бизнес не свяжется с ГУПом. И совсем другое дело ОАО. Именно инвестиции, а не бюджетное финансирование и тарифы, - источник для модернизации отрасли. Это признают все. «Убыточные или финансово не устойчивые отдельные предприятия никогда не будут привлекать инвесторов, если учесть, что окупаемость большинства проектов составляет 10-20 лет», - сказал А. Орешков.

А теперь самый больной для населения вопрос – тарифы. Например, по воде. Перераспределение затрат внутри одного юридического лица, по словам А. Орешкова, «позволит избежать установления высоких тарифов на услуги водоснабжения и канализации для большинства районов края». Регулирование тарифов, как обещают, останется на государственном уровне, сохранится единая политика ценообразования на данный вид услуг.

У коммунальной приватизации в крае есть не только сторонники, но и противники. Прежде всего – среди глав городов. Так, Михаил Чукавин, глава Минеральных Вод и Минераловодского района, опасается, что будет то же, что и с газовым хозяйством: «Акционеры обещали золотые горы, а в итоге практически не строят новых объектов, потому что абоненты – убыточные». Что ж, как говорится, время покажет, кто был прав, а кто ошибался. Как бы то ни было, у правительства края был выбор – между передачей объектов в муниципальную собственность и приватизацией - и он сделан. К слову, немногие главы желали взваливать на свои плечи такой груз. На селекторном совещании лишь глава Зеленокумска Ольга Ковалева сказала: «Мы хотим взять в собственность все наше коммунальное хозяйство». Ей предложили начать с тех ста жилых домов и объектов соцкультбыта, которые, не будучи приняты на городской баланс, стоят в городе практически бесхозными.

Любопытно, что о готовящемся акционировании ГУП «Ставрополькрайтеплоэнерго» большинство глав узнало лишь вчера, на совещании, из уст А. Орешкова. Решение приватизировать еще и «тепло» было принято из-за реальной перспективы децентрализации этого комплекса по муниципальным образованиям, которая возникла в связи с изменением законодательства о местном самоуправлении. По словам А. Орешкова, это могло негативно отразится на надежности и качестве теплоснабжения, на оперативности предотвращения и ликвидации аварий, и, кроме того, был бы утрачен контроль и управляемость со стороны органов краевой власти.