00:00, 7 июля 2004 года

Ирина Муравьева: "Ставрополь – город театральный!"

Муравьева и водевиль? Кто-то, быть может, удивится подобному сочетанию. А ничего удивительного тут нет. Достаточно вспомнить музыкально-хореографические (как сейчас говорят – клиповые) вкрапления в фильме «Карнавал», где Ирина Муравьева была неподражаема. Недаром эти фрагменты и поныне нередко вставляют в разного рода концертные программы. Так что водевиль с его обязательными песенной и танцевальной составляющими прямо-таки создан для этой актрисы. Только вот не надо пренебрежительных хмыканий по поводу легких жанров, пожалуйста! Если на то пошло, то мобильный темп и вокальные нагрузки водевиля – просто физически нелегкий труд! Не говоря уж о «вхождении в образ героя» и таинстве сценического вдохновения. Хотя изначально в театре жанр сей появился в качестве именно «легкого» дополнения, «на закуску» после основного, «большого» спектакля. Были водевили непродолжительны – полчаса, от силы – сорок минут. Потом этот «довесок» на какое-то время выпал из обихода именно по причине своей внешней «легкости». Но уже тогда эти обвинения водевилю были несправедливы: ведь строился-то он по совершенно четким правилам, и нравоучительная функция была обязательной. Из каждой самой простой историйки непременно следовала своя «мораль», ненавязчивая, простецкая, как говорится, доходчивая.

- Для меня сегодня этот жанр даже вдвойне интересен, поскольку на основной работе в Малом театре я занята в совершенно ином амплуа, в драматических ролях, - признается Ирина Муравьева. – Судите сами, играю Купавину в «Волках и овцах», Раневскую в «Вишневом саде», Гурмыжскую в «Лесе», Мамаеву в «На всякого мудреца довольно простоты», Аркадину в «Чайке»… Все – классика, и какая! А тут режиссер Леонид Эйдлин предложил антрепризу – водевиль. Почему бы и нет?

К антрепризе И. Муравьева относится с уважением профессионала, который сам никогда не опустится до халтуры. Что и показал спектакль в Ставрополе: и она, и все трое ее партнеров-мужчин плюс пианист работали на совесть, без скидок на провинцию. Осовремененный драматургом Д. Сухаревым и известным бардом С. Никитиным старинный русский водевиль Н. Хмельницкого предстал во всем своем блеске. Забавные розыгрыши, неожиданные костюмные «превращения» героев, юмор - где тонкий, а где – и «потолще» – все это создало атмосферу праздника на сцене и в зале. Невольно припомнились старые добрые времена, когда на лето приезжали к нам на гастроли самые разные театры, и было благодаря им много по-настоящему «летнего» отдыха, был большой выбор театрального «меню»…

- Антреприза – такая же серьезная работа, как и в стационарном театре, - уверена Ирина Вадимовна. – Конечно, попадается и халтура, но ведь она бывает и в самих театрах! Но немало режиссеров и актеров очень хорошо делают антрепризные постановки. Для актера это прежде всего – желание работать, желание свежей струи. Мы такой народ, что без работы чахнем. Если случается простой, актер найдет любую причину, только бы забежать в театр, только бы подышать его воздухом! А тут есть возможность еще и встретиться с новой публикой.

Муравьева не случайно назвала Ставрополь театральным городом, чутьем угадав живущую здесь страсть к этому искусству. Да и встречали ее такими искренними аплодисментами, букетами цветов, пожеланиями новых выступлений, что невозможно было не понять: в зале – истинные поклонники. Это – заслуга прежде всего местного театра, полагает актриса. Ведь именно его труппой десятилетиями воспитывается в людях любовь к театру.

- Далеко не каждый город можно назвать театральным, даже если в нем и есть свой театр, - продолжает гостья. – Если люди не ходят в свой театр, если они не «отравлены» им, то они и на приезжих не пойдут. Тут нужна многолетняя привязанность…

А вот с кино у Муравьевой сейчас отношения не складываются. И вовсе не потому, что ей не хочется или предложений нет. Предложили посмотреть еще один очередной сценарий, а она не уверена, дочитает ли его до конца: слишком много разочарований приносит нынешний кинематограф ей, воспитанной на лучших традициях бывшего «важнейшего из искусств». Приходится отказываться от съемок, потому что опускаться до серости после всего столь успешно сделанного ранее и обидно, и стыдно.

- К сожалению, в перестроечные наши годы в кино пришло очень много непрофессионалов, пришли такие мальчики и девочки, – Ирина выразительно растопыривает пальцы рук, – которые совершенно не задумываются о том, что у кино есть Прошлое, что были Бондарчук, Швейцер и другие… Эти не-образованные юноши думают, что вот уж они-то сделают эдакое! Только вряд ли они сделают, тем более шедевры… Вообще, по-моему, произошел в обществе, а не только в кино, какой-то поколенческий разрыв, выпало какое-то очень важное звено. А без него ничего не складывается. Но хочется верить, что рано или поздно жизнь возьмет свое. Она ведь не может стоять на месте.

Самой Муравьевой в молодости повезло попасть в искусство в период театрального бума (в хорошем смысле слова) и расцвета кино. Работала с замечательными режиссерами и актерами. Ефремов, Любимов, Эфрос, Меньшов, Лиознова… Вспоминает, как признанные мэтры работали на равных с молодежью, и это была непревзойденная школа. «Сейчас старики отдельно…». В горьких словах звезды нет возрастного брюзжания в адрес молодежи, в них – сожаление Мастера. Да ведь по отношению к Муравьевой понятие возраста, к счастью, просто не применимо. Как она, статная, далеко, прямо скажем, не хрупкая женщина движется по сцене, сколько в ней легкой грации, ни намека на одышку! А уж лицедейства в его наивысшем качестве столько, что и не передать. Она играет всеми мускулами лица, не боясь никаких гримас, если этого требует роль – вот вам, пожалуйста, такая «сморщенная» физиономия, вот вам выпученные глаза и дурацкий вид! Она ведь знает, что все это – лишь сменяющие друг друга маски, технические приемы. А «техника» в любом деле необходима. Игравшие вместе с Муравьевой народный артист РФ Ю. Балмусов, заслуженный артист РФ Ю. Чернов, артист Б. Шувалов были так же высокотехничны, как и их звездная прима. И получился великолепный ансамбль. Водевиль пел, шутил, смеялся, куролесил, дурачился, хулиганил порой, и все это – с четко осознаваемым чувством меры. А потому и «легкий» водевиль словно поднимался уровнем выше в шкале жанров, и уже вряд ли кто мог сомневаться, что хорошо сделанный водевиль порой куда лучше плохо сделанной трагедии или драмы. Пусть в искусстве будет все, пусть театры будут разными, пусть будет антреприза – лишь бы не халтура…

Пошлости ни в искусстве, ни в жизни Муравьева не выносит органически. Еще и поэтому часто отказывается от ролей в кино, что слишком много нынче там так называемой клубнички. Не может она выговаривать тамошний текст после того как сыграла на сцене Островского и Чехова! Кстати, за вот этот классический, принципиально отстаиваемый театром репертуар она и ценит свой родной Малый, в котором работает уже более десяти лет, сменив до него три столичных театра. А душой отдыхает, читая опять же русскую классику – Толстого, Достоевского, Лескова… Жизнь убедила в том, что, оказывается, лучше-то них никто «не повествует», по выражению И. Муравьевой. Никаких детективов она не читает. (Хотя и признает, что это дело вкуса.) А в привинцию вырывается с удовольствием и на приглашение приезжать к нам еще отвечает просто: «Да вы только скажите, когда выезжать!» Всего два дня довелось ей с партнерами провести на Ставрополье, из них половину – в пути, однако в Пятигорске не упустила возможности посетить Лермонтовские места, зашла и в церковь… А скоро ждет актрису еще более дальнее путешествие: театр собирается на гастроли в Японию. Как тут не подумаешь, что Ставрополю нынче немножко повезло: к нам она приехала раньше.