00:00, 3 июля 2004 года

Очередь для бомжей

Меньше чем за сутки до его начала, словно в подтверждение злободневности темы, в центре Минеральных Вод в канализационном люке умер 45-летний Игорь К. Утром в редакции местной муниципальной газеты раздался звонок жительницы дома, прилегающего к школе № 7. Взволнованная женщина рассказала, что в канализационном колодце у входа в школу лежит изможденный мужчина. Сердобольные старушки спустили ему на веревочке еду, бросили старенькое одеяло. И, мол, ни служба спасения, ни «скорая», ни милиция, куда звонили очевидцы, не хотят забирать бомжа. Журналисты немедленно выехали на место и убедились, что все обстоит именно так, как сообщили читатели. Они еще раз позвонили в милицию. Дежурный, хотя и без энтузиазма, но пообещал принять меры.

Игорь К. разговаривал через силу, но вполне разумно, внятно. Он назвал адрес в одном из сел района, где якобы раньше жил, и журналисты отправились искать родственников. Нашли бывшую тещу, а впоследствии и бывшую жену, которая уже десять лет в разводе с Игорем и у которой от него взрослая дочь. Те не жаждали встречи с папой-пьяницей. Когда на обратном пути журналисты заглянули в люк, колодец был пуст: милиционеры, действительно, вытащили Игоря и увезли. Но прошли сутки, и его снова нашли в канализационном люке. Но теперь уже мертвого.

- Мы потому и вынесли этот вопрос на совет директоров центров соцобслуживания, что пока он проблемный, и не все решается так, как хотелось бы, - отметил министр труда и социальной защиты населения СК Алексей Карабут, который участвовал в работе совещания.

По его данным, на Ставрополье сейчас находятся порядка двух тысяч лиц без определенного места жительства. Для них в Кочубеевском районе организован краевой центр социальной адаптации. Там созданы хорошие условия, люди довольны, но центр способен за год пропустить не более 500 – 600 человек. То есть бомжам надо четыре – пять лет «стоять в очереди». Далеко не все из них способны прожить такой срок. Да и у тех, кому посчастливилось попасть в центр и пройти социальную адаптацию, не всегда в последующем судьба складывается благополучно. Когда бомж по возрасту или инвалидности получает пенсию, у него есть шанс остаться в одном из учреждений соцобслуживания. А вот люди трудоспособного возраста (за исключением тех немногих, кому найдется работа в подсобном хозяйстве, столовой или прачечной учреждения соцобслуживания) после социальной реабилитации снова оказываются на улице.

Скажу сразу: на совещании в Минеральных Водах панацеи против этой социальной болезни не изобрели. Да, директора центров соцобслуживания согласились, что на Ставрополье, особенно в краевом центре, Невинномысске, Минеральных Водах, Буденновске, необходимо открывать дома ночного пребывания, создавать муниципальные реабилитационные центры или хотя бы соответствующие отделы при существующих центрах соцобслуживания. Весь вопрос в том, кто будет все это финансировать? В федеральном бюджете, как признался Алексей Карабут, средства на социальную помощь бомжам не заложены, хотя соответствующие предложения из регионов поступали. Краевому - дай бог поддерживать в приличном состоянии центр реабилитации бомжей и Светлоградский специнтернат для людей, отбывших срок лишения свободы. Остаются местные бюджеты. А у муниципалов, по словам одной из участниц совещания, и так денег ни на что не хватает.

Выходит, что проще и дешевле всего вытащить из канализационного колодца труп очередного «Игоря К.» и на скорую руку закопать его где-нибудь в дальнем углу городского кладбища?..