В нашем крае более 1 миллиона 150 тысяч человек имеют право на различные льготы. Получается, что льготников у нас 42,3 процента от общей численности населения. При этом почти 80 процентов наших земляков, имеющих право на льготы, финансируются из средств консолидированного бюджета Ставропольского края, остальные – из федерального бюджета.

Действующая система социальных льгот, как известно, далека от совершенства. Категориальный принцип их предоставления, без учета материального положения получателя, не позволяет добиться адресности социальной поддержки. Ведь льготы получают не только малоимущие граждане, но и люди с высокими и средними доходами. Кроме того, сама по себе система льгот крайне запутана из-за большого количества законодательных и иных нормативных правовых актов, нечетко изложенных статей, встречающихся в них противоречий и т.п. Зачастую льготы, не обеспеченные финансово, являются одной из причин кризисного состояния жизненно важных отраслей: жилищно-коммунального комплекса, общественного транспорта, муниципальных аптек.

По этим причинам распоряжением правительства края от 9 июня 2003 года разработана и утверждена Концепция перехода на выплату единого социального пособия малоимущим гражданам, которая одобрена Госдумой края. На решение проблемных вопросов направлен и проект Федерального закона «О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан». В нем предусматривается замена некоторых льгот на денежную компенсацию, причем каждый льготник, подпадающий под этот закон, сможет выбрать: будет он получать в следующем году натуральные льготы или же ежемесячную денежную выплату.

В преддверии реформирования системы социальной поддержки граждан мы предлагаем подвести некоторые итоги реализации законодательства о льготниках на Ставрополье.

Федеральный закон «О ветеранах». Впервые целевые средства на его реализацию были предусмотрены в бюджете Ставропольского края в 2001 году. Именно краевой бюджет взял на себя основную нагрузку по предоставлению льгот, предусмотренных этим законом. Так, в 2002 году на финансирование данных расходов было направлено 405 млн. рублей, в 2003 году – 483 млн. рублей, в текущем году предусмотрено 568 млн. рублей. В 2003 году все установленные законом льготы предоставлялись ветеранам в полном объеме, кроме льготы по оплате воды, которая не предоставляется лишь в двух муниципальных образованиях Арзгирского района (Петропавловское и Новоромановское). Это связано с тем, что водоснабжение здесь осуществляется колхозом по своим, не утвержденным официальным порядком, тарифам.

Фактическая потребность в средствах на исполнение закона «О ветеранах» намного превзошла запланированные бюджетные ассигнования и составила в 2003 году 644,3 млн. рублей.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По состоянию на 1 января 2004 года на территории Ставропольского края проживают 191975 инвалидов, в том числе 10163 ребенка-инвалида. Финансирование льгот для этой категории граждан производится в пределах средств, поступающих из федерального фонда компенсаций. В 2003 году на предоставление льгот, установленных этим законом (за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг), Ставропольскому краю была утверждена сумма 103,7 млн. рублей, или 4,2 процента от расчетной потребности (2490,8 млн. рублей). Аналогичная ситуация повторяется и в текущем году: при расчетной потребности на год 2300 млн. рублей федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрено выделить краю 112,1 млн. рублей, или 4,3 % от необходимого.

Правительством края неоднократно ставился вопрос перед председателем Совета Федерации Российской Федерации, полномочным представителем президента РФ в ЮФО, руководителями правительства РФ о неполном возмещении из федерального фонда компенсаций затрат, понесенных организациями на предоставление льгот инвалидам. В настоящее время правительством России вносятся изменения в действующее законодательство, надеемся, что это позволит в дальнейшем в полном объеме производить финансирование льгот.

Наиболее острой проблемой последних лет в крае является наличие кредиторской задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Однако благодаря принятым правительством края мерам эта задолженность в течение 2001-2003 годов сократилась по краю на 569 млн. рублей и составила по состоянию на 1 января 2004 года 30 млн. рублей. В 2004 году на погашение задолженности по детским пособиям уже направлено 17,3 млн. рублей. Остальная сумма будет полностью погашена в третьем квартале текущего года.

Тревожит тот факт, что самая большая категория льготников – ветераны труда и лица, проработавший в тылу в период Великой Отечественной войны – не включена в число граждан, которым из федерального бюджета будут выплачиваться денежные компенсации. Таких в настоящее время в крае проживает более 364 тыс. человек. Вместе с тем обнадеживает заявленная позиция разработчиков реформы системы социальных гарантий: замена льгот на денежные выплаты не должна ухудшать материальное положение граждан. Такую позицию занимает и краевое правительство.

Подготовлено министерством финансов СК

(Соб. инф.).