00:00, 29 июня 2004 года

Слушать и слышать

В представительном научном форуме приняли участие исследователи не только из 28 городов России, но и из ближнего и дальнего зарубежья (Беларуси, Казахстана, США, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов), работающие в самых различных областях социально-гуманитарного знания: философии, социологии, лингвистике, филологии, психологии, педагогике, PR, маркетинге и рекламе. Их объединяло одно - желание объяснить феномены коммуникации с теоретической точки зрения и совместными усилиями сделать еще один шаг на пути развития коммуникативного образования в России.

Организатором конференции выступила Российская коммуникативная ассоциация (РКА) – первая профессиональная некоммерческая организация такого научного профиля, созданная в 2000 году в России. В ее составе – десятки российских и зарубежных исследователей и специалистов-практиков.

- Главные задачи ассоциации как профессионального сообщества достаточно широки, - говорит президент РКА Ольга Матьяш. – В общих чертах их можно охарактеризовать так: развитие коммуникативных дисциплин в социальных науках, развитие обучения коммуникативным дисциплинам в российских вузах, расширение сотрудничества российских и зарубежных вузов, которые имеют сходные цели и задачи.

Один из дней конференции был полностью отдан мастер-классам, на которых специалисты по коммуникативной практике знакомили участников с механизмами психологического влияния и психологической защиты, учили эффективному общению с коллегами, учениками, клиентами.

Например, один из тренингов назывался «Коммуникативный мост: встреча на границе культур». Русские и американские участники были разделены на две группы, и одна из них должна была доказать, что они никогда не смогут понять друг друга, что слишком велика пропасть между языками, между стилями жизни, интересами, мировоззрением, к тому же человек по природе своей эгоистичен и не умеет слышать и слушать. А другая группа, в свою очередь, убеждала, что главное – желание понять представителя другой национальности, другой страны, проникнуться его интересами, заинтересоваться его культурой, а человек интересующийся всегда открыт к контакту и готов решать совместные проблемы.

После окончания тренинга его участники с изумлением говорили, что для них исчезли многие стереотипы, существовавшие годами, появилось желание слушать и слышать другого, пришло осознание, что многие невзгоды человека – от неумения общаться, нежелания строить отношения с другими людьми.

- Но всему этому надо учиться, - уверяет О. Матьяш. - Свыше десяти лет назад, работая в педагогическом вузе и наблюдая работу студентов на школьной практике, я недоумевала, почему в программе подготовки высшей школы так мало внимания отводится обучению навыком общения? Почему мы не учим будущих педагогов, равно как и других специалистов гуманитарного профиля, строить общение, взаимодействие с разными коммуникативными партнерами, будь то ученик, родитель или коллега, не учим распознавать, какие действия они производят теми или иными словами и интонацией, какой они вкладывают в это смысл? Если же восполнять этот пробел в подготовке специалиста, то какие именно дисциплины и курсы должны готовить педагога к тому, чтобы быть грамотным, компетентным коммуникатором.

Подобные же вопросы приходили мне в голову, когда волей-неволей приходилось «соприкасаться» с нашей российской сферой социального обслуживания. Почему, например, приходя в магазин, поликлинику, на почту, в банк, ЖЭК, любую приемную, мы почти автоматически оказываемся в зависимости от «доброго расположения» тех, кто должен нас обслуживать? Почему не они, а мы – покупатели, пациенты, клиенты, потребители услуг - ищем их расположения, благодарны, если нас удостоили взглядом, не оборвали на полуслове, не отказали резко, и уж тем более благодарны, если нам приветливо улыбнулись, поздоровались, выслушали и дали исчерпывающий ответ, то есть нас нормально, по-человечески обслужили? Иными словами, почему специалистов различных профилей - не только гуманитариев, но и руководителей-управленцев и работников сферы обслуживания практически не учат работать с людьми, эффективно строить коммуникативный процесс и управлять им?

Конечно, ситуация изменилась, или же меняется, и спрос на такого рода профессионализм растет как в социально-экономическом плане (плохо обслуживать может быть весьма невыгодно), так и в социально-психологическом (сегодняшние потребители более осознанно и настойчиво могут заявлять о своих правах и требованиях). Но вопрос о коммуникативной подготовке специалистов тем самым не снимается, напротив, приобретает еще большую актуальность, - резюмирует Ольга Ивановна. - Актуален по-прежнему и вопрос, насколько соответствует сегодняшняя программа подготовки специалистов изменившимся социальным условиям?

С попыткой решить проблему «учебно-методического голода» связано одно из интересных начинаний РКА – международный книжный проект. Американские преподаватели и студенты собирают различные учебники для ознакомления российских коллег с особенностями преподавания и изучения коммуникативных дисциплин. Затем книги рассылаются в российские вузы, которые изъявили желание участвовать в этом проекте, организуются передвижные библиотеки. Уже довольно большая подборка литературы доступна студентам и преподавателям волгоградских, ростовских учебных заведений, на очереди – еще несколько городов России.

Уже больше года работает виртуальное представительство РКА – сайт www.russcomm.ru, на нем размещены полнотекстовая библиотека публикаций, каталог электронных ресурсов на коммуникативную тематику, множество другой интересной и полезной информации, которой в учебно-практических целях могут пользоваться все желающие.

Ставропольские ученые с ассоциацией сотрудничают давно. Первая конференция РКА проводилась на базе Пятигорского государственного лингвистического университета, во второй представители вузов края принимали самое активное участие. Большой интерес и живое обсуждение вызвал доклад профессора Ставропольского государственного университета В. Грязновой, посвященный исследованию оценки качества и уровня владения русским языком государственных служащих Ставропольского края. Виолетте Михайловне предложено войти в состав редакционного совета Российской коммуникативной ассоциации и вместе с профессором ПГЛУ Н. Грейдиной организовывать работу российской группы экспертов–рецензентов.

Официальным международным признанием деятельности РКА явилось партнерство с NCA – Национальной коммуникативной ассоциацией США. Это большая профессиональная организация, в которой участвуют более 7 тысяч человек из 20 стран. Россия получила право организовывать собственные секции на конвенциях NCA и посылать своих представителей на летние семинары в США.

В июне 2002 года на первой российско-американской коммуникативной конференции прозвучало высказывание одного из участников: «Можно утверждать, что двадцать первый век будет веком коммуникации». В этом утверждении отразилась, несмотря на некую его категоричность, смелая попытка определить место коммуникативного знания в среде современных наук о человеке…