00:00, 22 июня 2004 года

Феномен любви к земле

- Алла Федоровна, возможно, те педагоги и хозяйственники, которые в 1954 году организовывали школьников в первую бригаду станицы Григорополисской, и не предполагали, что у их начинания такая долгая судьба...

- Думается, так и было. Директор школы № 2 станицы Григорий Ладыгин, председатель тогдашнего колхоза им. Сталина Николай Лыскин хотели, чтобы жизнь сельских детей стала более наполненной, интересной, чтобы ребята ближе узнали труд на земле. Вряд ли кто думал, что в результате появится феномен - социальный, педагогический, экономический - достойный глубокого осмысления. Ведь посмотрите, УПБ выжили в сложное время социально-экономических сдвигов, которые пережила страна. Был период, когда разваливались хозяйства на селе, когда наука как бы устранилась от взаимодействия со школой, и тем не менее ученические производственные на Ставрополье сумели вписаться в новое время, в новые экономические условия. Произошло это, разумеется, не само собой. В 1998 году благодаря политической воле губернатора Александра Черногорова была создана программа возрождения и поддержки сельского ученического трудового движения. Ожили УПБ, которые сохранились к тому времени за счет энтузиазма директоров школ - такие, как Манычская Апанасенковского района, Галюгаевская - Курского, Калиновская - Александровского, как основательница Григорополисская - Новоалександровского и некоторые другие. Сегодня в крае уже действуют 174 бригады, за последние два года площадь их земельных угодий увеличилась на 72 процента и составляет 15 тыс. га.

Невольно задаешься вопросом, в чем же жизнестойкость этого феномена? Причин много. Ученические производственные бригады стали школой приучения детей к труду на земле. Эту школу прошло большинство специалистов сельского хозяйства края. Не меньшим оказался и воспитательный эффект. Воспитание трудовое, патриотическое, коллективистское, экологическое... В УПБ формировались и формируются лидеры, бывших воспитанников бригад много и сейчас среди руководителей разного уровня.

Более того, в XXI веке УПБ как явление интересна тем, что органично вписывается в процессы модернизации российской школы. Модель «сельская школа плюс УПБ» позволяет отрабатывать варианты профильного и предпрофильного образования, такие профили обучения, как агротехнологический и универсально-технологический. И если первый предполагает подготовку к поступлению в вузы на основе изучения учебных предметов и элективных курсов, то второй, универсально-технологический, дает ребятам сельские профессии, в том числе - фермера. Подмогой в постижении учебного материала является практика в бригаде - на опытных участках и полях, в экспериментальных лабораториях. В рамках II Всероссийского слета УПБ, который откроется в крае 24 июня, состоится и научно-практическая конференция «Проблемы трудового воспитания и обучения в условиях модернизации сельской школы», где нам есть что предложить в качестве позитивного опыта. Ведь на базе ставропольских сельских школ сейчас функционируют пять различных моделей УПБ. Знакомясь с материалами конференции, с удовлетворением отмечаешь серьезность осмысления не только накопленного опыта, но и проблем в этой области.

- В последнее время много говорится о необходимости придания ученическим производственным бригадам юридического статуса...

- Его отсутствие во многом и есть корень проблем. В связи с принятием нового налогового законодательства деятельность УПБ приравнивается к предпринимательству, хотя главные направления ее работы носят учебно-воспитательный, опытно-экспериментальный характер, связаны с начальной профессиональной подготовкой учащихся. Получается, что школа, готовя кадры для села за свой счет, обязана еще и выплачивать налоги. В то же время, если бригада не является сельхозпредприятием, а остается просто структурным подразделением школы, то она, например, не может покупать по лизингу технику. А у нас имеются УПБ сильные, прочно стоящие на ногах, которые в состоянии это делать. Есть предложения придать трудовым формированиям школьников статус учебно-опытного хозяйства, чтобы им было обеспечено, с одной стороны, льготное налогообложение, а с другой - они стали бы более свободными в различных коммерческих операциях.

Отсутствие узаконенного статуса приводит и к определенным сложностям в землепользовании УПБ, к имущественным спорам. Недавно пришло письмо из Георгиевского района, там в одном из обанкротившихся хозяйств продали культстан УПБ. Директор школы, учителя выходили на общее собрание работников хозяйства с просьбой сохранить культстан для детей, но успеха не имели, а юридических прав в данной ситуации у школы нет.

В мае на базе СШ № 15 села Казинка Шпаковского района комитетом Госдумы края по социальной политике был проведен «круглый стол» по проблемам УПБ. Мы рады, что находим понимание у депутатов ГДСК. Начата подготовка материалов для внесения изменений и дополнений в закон Ставропольского края «Об образовании», которые могут решить эти вопросы.

- Юбилей - это и праздник, и повод для постановки новых задач. Хотелось бы услышать и о том, и о другом.

- Что касается праздника, то он будет ярким и запоминающимся. Готовится торжественное, красочное открытие слета в лагере отдыха «Лесные ключи» Изобильненского района. Конкурсы пройдут в Изобильненском и Новоалександровском районах. Кроме команд из территорий края, мы ждем гостей из 23 регионов России, в том числе из Воронежа, Орла, Курска, где движение ученических бригад также находит большую поддержку.

Призовой фонд слета в этом году усилен. Победителей ожидают не два, как в прошлый раз, а пять современных тракторов и другая сельхозтехника (культиватор, бороны), а также комплекты школьной мебели, два компьютерных класса, оборудование для школьного медицинского кабинета, путевки во Всесоюзный детский центр «Орленок» и многое другое.

Школьники, закончившие одиннадцатый класс и ставшие победителями слета в индивидуальных конкурсах, смогут на льготных основаниях поступить в Ставропольский государственный аграрный университет - это большой стимул для ребят. О Всероссийской научно-практической конференции по проблемам трудового обучения и воспитания школьников я уже говорила. В ней примет участие педагоги, ученые, работники сельского хозяйства из многих регионов России.

Что касается новых задач, то речь о них как раз и пойдет на конференции. Видится, что одна из самых важных - это связь трудового обучения с наукой, особенно в условиях модернизации школы. В крае многое для этого делается именно на основе ученических производственных бригад. Кафедры СтГАУ курируют базовые бригады в районах, профессора вуза в течение многих лет являются требовательными судьями на конкурсах краевых слетов УПБ. Есть надежда, что возобновится традиция, когда ученическое поле было опытным полигоном для ученых-аграрников.

Думается, что пришло время осмысления полувековой деятельности УПБ и в педагогической науке. Ушел из жизни видный ставропольский педагог, профессор Степан Гориславский, который посвятил этой теме всю свою творческую жизнь, на его место должны прийти молодые ученые.

В заключение хочется поблагодарить всех, кто принимал и принимает участие в движении УПБ, особенно тех, кто стоял у истоков, наших ветеранов, которых мы надеемся увидеть на праздничных торжествах.