00:00, 4 июня 2004 года

Чтобы было где фотографироваться

- Конечно, у Кавказских Минеральных Вод богатые возможности, которые пока, к сожалению, почти не используются, - говорит Виктор Георгиевич. - Люди едут сюда лечиться, но, поскольку дело это весьма не интересное, им становится скучно. А человеку нужен полноценный отдых. Обычно после обеда, когда все необходимые процедуры пройдены, хочется что-то посмотреть, найти впечатления и так далее. А смотреть вроде как не на что. Рынок подмяли под себя примитивные фирмочки, которые возят людей на экскурсии, например на Медовые водопады. Я специально съездил туда – своими глазами взглянуть, что сие за диковинка. Ничего особенного. Ничего, я бы сказал, медового – просто есть легенда, и все. Кроме того, водопады находятся на территории Карачаево-Черкесии, а я как патриот края хочу, чтобы деньги оставались на Ставрополье, а не в тамошнем близлежащем ресторанчике.

Поэтому мы взглянули на Кавминводы с точки зрения развития здесь экстремального туризма. И обнаружили море возможностей. И организовали первый в России фестиваль экстремальных видов туризма, в том числе и для того, чтобы заинтересовать крупные российские турфирмы. Им будет доставлен видеоматериал.

Это будет большое шоу. Покажем Юцу с ее богатейшими возможностями для полетов на дельтапланах, парапланах и так далее. Главное богатство горы – мощные восходящие потоки воздуха. В мире очень мало таких мест. К сожалению, мы пока не можем найти инвесторов и создать вокруг Юцы комфортную обстановку - построить гостиницу, пустить канатную дорогу, сделать прочие элементы инфраструктуры.

- Виктор Георгиевич, вы упомянули про крупные фирмы, которые еще не пришли. А сколько мелких и средних туристических фирм уже работают на Кавминводах и много ли среди них «пиратов»?

- В настоящее время в Ставропольском крае легально, т. е. с лицензией, функционирует около 130 компаний. Отрадно, что некоторые из них уже по-новому смотрят на проблему развития туризма, ищут возможности изумить народ, потому что их руководители поняли простую вещь: если люди удивятся – поедут. Одной из таких фирм является «Валькирия», которая, кстати, очень постаралась для грядущего фестиваля. Придумала, например, маршрут по Пятигорску – не традиционный, а с выдумкой.

Разве не интересно посмотреть на бой ратников? Тем более не в чистом поле, а на фоне исторических архитектурных декораций? Такое место нашли. Выше «Цветника». Там есть и площадка, и стилизованное под рыцарскую эпоху кафе, и красивый вид открывается. А послушать, какую роль в истории Юга России сыграли амазонки? А посмотреть на девушек в костюмах амазонок, гарцующих на красивых лошадях? В деталях рассмотреть словно ожившие костюмы всех эпох, которые откопали в недрах Ставропольского училища искусств и которые тоже будут «участвовать» в фестивале – это ли не любопытно?

Театрализаций будет много. Помните знаменитую сцену из романа «Двенадцать стульев», когда в районе Провала встретились отец Федор с колбасой в руках, «отец русской демократии» и Остап Бендер? Мы пригласили артистов, которые ее оживят.

Что касается «черных» фирм, то да, они существуют. Как говорится, голь на выдумки хитра. Обычно дело заканчивается тем, что мы подаем сигнал в соответствующие органы, а те уже разбираются. Было несколько случаев обыкновенного хулиганства: завезли туристов и бросили. Эти фирмы мы предупредили, пригрозив санкциями. Они потом извинялись перед людьми, а нам клялись и божились, что такого больше не повторится.

- Артисты выступят - фестиваль пройдет. Что дальше?

- Если вы имеете в виду маршруты, то они останутся. Более того, планируется, что в дальнейшем фестиваль из шоу превратится в своеобразный конкурс по отбору интересных маршрутов. Интересных прежде всего для отдыхающих. Пора менять устаревшие формы общения с клиентами. У нас как? Лермонтовские места: заехали – вышли из автобуса – девушка рассказала – конец экскурсии. А нужно подходить комплексно. Ведь экскурсии позволяют лучше узнать край, конкретный город. Они должны носить характер шоу. А мы как бы на лекции находимся. Это противно уже, честно говоря.

Я мечтаю знать все про наши пещеры! Специалисты говорят, что их на территории края очень много. А что мы про них знаем?! Там можно заниматься спелеологией – это экстремальный туризм, но все опять упирается в деньги и в желание организовывать.

- Бюро путешествий и экскурсий: с распадом СССР для них настали трудные времена. А как они поживают сейчас?

- Они живут прошлым, страшно боятся конкуренции с молодыми фирмами. Для них это катастрофа. Нужно развиваться, придумывать что-то новенькое, а они продолжают по старинке водить группу туристов по городу и рассказывать, какая знаменитость на какой улице жила. Такие простые безыскусные маршруты, конечно, тоже нужны, но большинству отдыхающих хочется большего, а зачастую просто чего-то свежего, ведь многим людям старые добрые совковые маршруты давно приелись, набили оскомину. По большому счету, турсфера края и с колен-то еще не встала. Только-только начинает подниматься.

- Вопрос собственности – всегда самый больной. Много ли туристических объектов находится непонятно в чьих руках?

- Если туристический объект находится в руках государства – это начало его конца. Если в частных, то успех гарантирован в восьмидесяти процентах случаев. Гораздо хуже, когда хозяев много. Есть такие примеры и в Ставрополе, и на Кавминводах, но главная беда на курортах - другая. Это профсоюзные санатории, большинство – умирающие. Сами хозяева – независимые профсоюзы России - по всей видимости, вообще не собираются ни копейки вкладывать в развитие своей собственности, занимаясь обыкновенным «откачиванием» денег.

Я убежден, что кардинальный выход для краевого туризма – приход на рынок частного бизнеса. Один лишь пример. Казахстанская медеплавильная компания купила под Железноводском пионерский лагерь «Лесной». Он был заброшен – печаль да тоска. Построила вместо него трехзвездный санаторий, сохранила название «Лесной». В прошлом году компания потратила 5-7 млн. долларов, в нынешнем собирается достраивать корпуса, сделать озеро, оборудовать пляж и так далее. Эта же компания планирует приобрести у профсоюзов санаторий «Пикет». Отстроит, отремонтирует и будет платить налоги в бюджет края. Только за этим - будущее.

Большинство же кавминводских санаториев - профсоюзные и ведомственные – практически освобождены от уплаты налогов на землю и на имущество. Они платят копеечки: ежегодно – около 250 млн. рублей. А деньги там крутятся огромные. Смотрите: каждый год на КМВ отдыхает – пока – около 500 тысяч человек, средняя стоимость путевки – 20 тысяч рублей, умножаем и получаем 10 миллиардов рублей. Это как минимум. Есть путевки за 12 тысяч рублей, но есть и за 70 тысяч. Получай край от этой суммы хотя бы десятину – он был бы богаче на 1 млрд. рублей. Но регион получает несчастные 2,5 %. На что это похоже? Верно, на оффшорную зону. Кавказские Минеральные Воды – это оффшорная зона для ряда ведомств и независимых профсоюзов России.

Моя стратегическая линия, которую поддерживает председатель Госдумы края Ю. Гонтарь, – переломить эту ситуацию. Это серьезная проблема, зачастую приходится бороться с ветряными мельницами, причем все они – в Москве.

- В связи с этим вопрос: а не потому ли инвесторы неохотно идут в туризм, что мешают бюрократические проволочки, земельный вопрос… Ведь есть это?

- Действительно, бюрократические придуманные препятствия в строительстве новых объектов будто бы специально заставляют людей годами кружится на одном месте. Пресловутое «одно окно» нужно рубить в первую очередь в строительстве, и для этого нужно взять инструкцию министерства ЖКХ, строительства и архитектуры края и изменить ее. Поэтому я считаю, что сейчас гораздо лучше строить туристические объекты в сельских районах Ставрополья. Например, существует идея по созданию курорта на озере Волчьи ворота в Новоселицком районе. Ведется речь о строительстве в крае термальных лечебниц в районе Казьминского и Георгиевских термальных источников, а также о многом другом, что осталось без внимания.

Край у нас поистине богатый. Есть ресурсы, есть возможности – нет денег и инфраструктуры. Негде фотографироваться на память о Ставропольском крае, понимаете. Мы надеемся, что первый российский фестиваль экстремальных видов спорта привлечет внимание к нашим курортам, ведь, по сути, мы покажем то, что можно развивать.