00:00, 3 июня 2004 года

Я бы в частники пошел, пусть меня... банкротят!

Буденновское государственное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие всегда было одним из лучших среди аналогичных учреждений районного масштаба в Ставропольском крае. Однако рыночные отношения внесли свои коррективы: за короткий срок Буденновское ПАТП стало «бедным родственником». Единолично выполняя на рынке пассажирских услуг миссию предоставления льгот, ощутимой компенсации за это предприятие не получало. Изношенность автопарка, дороговизна запчастей, невысокие зарплаты у персонала – все это поставило его в ряд неконкурентоспособных по сравнению с армадой новеньких частных автобусов малой вместимости, «наводнивших» улицы города. Прибыли нет, а льготный проезд для всех категорий будь добр предоставить в полном объеме!

Ну а частники? Наиболее совестливые из владельцев микроавтобусов все же сделали бесплатный или недорогой проезд для некоторых льготников. По остальным – сплошные трагедии шекспировского масштаба. Подслеповатого ветерана, севшего «не в ту» маршрутку, могут запросто «выкинуть» из салона и обложить изощренными ругательствами. Слезы, одним словом. Унижение и стыд.

Часть автобусов малой вместимости, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, получала дотации из муниципальной казны для покрытия убытков от предоставления льгот. Та же помощь регулярно предоставлялась и транспорту ПАТП. Однако все это не решило проблему. «Льготные» автобусы постепенно «вымывались» из пассажиропотока, а Буденновское ПАТП сократило количество маршрутов до двух по городу.

И однажды вдруг государственные автобусы в полном составе не вышли на линию, что стало полным сюрпризом для городских чиновников. Можно себе представить волну возмущения, докатившуюся до стен администрации! На запросы муниципальной власти ответы поступали унылые и неконструктивные: «денег нет, автобусы выходят из строя, народ увольняется, перспектив не видно, законодательство несовершенно...».

Дальше – больше. 23 октября прошлого года Арбитражный суд СК под председательством судьи А. Просоловой рассмотрел заявление руководства самого ПАТП о признании предприятия несостоятельным (банкротом), установив на нем наблюдение и назначив арбитражного управляющего в лице Ю. Карпенко. Городская администрация узнала об этом «задним числом».

Дабы спасти положение, власти Буденновска обратились к губернатору края с просьбой решить вопрос о передаче предприятия в муниципальную собственность.

Зачем городу заведомо убыточное предприятие с грузом двузначных миллионных долгов? Да затем, чтобы иметь возможность предоставления льгот для тех же ветеранов. О важности такого шага говорить не приходится. Не каждый житель может позволить себе заплатить червонец за поездку в оба конца в тесной маршрутке. В результате обращения к губернатору было издано распоряжение правительства края, согласно которому ПАТП должно быть передано в муниципальную собственность. Однако на это следует заявление Ю. Карпенко в Арбитражный суд СК о признании распоряжения недействительным. Суд 15 января текущего года отклонил ходатайство администрации муниципального образования о приостановлении производства по делу о банкротстве ПАТП.

При этом администрация города буквально «бомбит» арбитражного управляющего и прочие заинтересованные стороны просьбами предоставить необходимые документы для проведения мер финансового оздоровления. Ответы поступают, но уж очень... медленно и не в достаточном объеме. Причем в контексте этих писем городская администрация (которой и предполагается передача в собственность имущества) упорно называется «третьим лицом». Если попытаться понять это проще, то – вы, мол, «оздоравливайте» предприятие, но кто будет его собственником, мы еще посмотрим, хотя ответ очевиден... Благотворительность, так сказать.

Властями Буденновска принимаются отчаянные попытки ускорить передачу ПАТП в муниципальную собственность: готовится план финансового оздоровления, вопрос обсуждается на Думе, собираются документы... А долги предприятия тем временем вырастают еще на два миллиона.

Итог неутешителен: решением Арбитражного суда СК от 25 марта 2004 года ПАТП признано банкротом. Введено конкурсное производство. Вопрос о внеконкурсном приобретении имущества должника уже не стоит. Все будет продано, так сказать, с молотка. Финита ля комедиа.

Теперь, как говорится, поздно пить боржоми. Кому было выгодно такое развитие событий, вопрос из серии предположений. По Буденновску ходят упорные разговоры, что на каждый винтик от автобусов уже давно есть свой покупатель…

Владимир МАРКОВ