00:00, 29 мая 2004 года

Поле битвы - дороги

Страшный случай буквально на днях произошел на территории Георгиевского района. Водитель ЗИЛа посадил в кабину школьника – подвезти, но в какой-то момент не справился с управлением, машина перевернулась – мальчик погиб на месте. Позже выяснится, что шофер был подвыпившим и не имел прав на управление автомобилем, а сама машина не прошла техосмотр.

Дороги края превратились в «поле битвы». По официальным данным, с начала года на Ставрополье произошло около шестисот дорожно-транспортных происшествий – 769 человек получили ранения, 80 погибли… Специалисты бьют тревогу: аварий стало больше почти на треть. А что дальше будет? И почему – больше, а не меньше, ведь принимаются меры?

К сожалению, принимаемые меры ожидаемых результатов не дают, государство продолжает нести потери от ДТП, в том числе и экономические. Это констатирует сама власть. Новая тревожная тенденция – стало больше гибнуть и страдать юных ставропольцев. Жуткая картина в Пятигорске - количество аварий с детьми выросло на 200% и в Кисловодске – аж в пять раз. Это данные за первый квартал нынешнего года. Они прозвучали на заседании комиссии правительства края по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер министр промышленности, транспорта и связи СК Геннадий Клюшников. А в Ессентуках, Буденновском и Минераловодском районах несовершеннолетние становятся участниками ДТП чаще, чем в остальных территориях края.

- Несколько дней назад мы проверяли транспорт, который перевозит детей, - рассказывает заместитель начальника управления ГИБДД ГУВД края полковник Чеслав Кужель. – Нарушений много. К примеру, из Изобильненского района прибыло два автобуса с детьми – не только без соответствующих табличек, но и с техническими неисправностями. Операция «Внимание, дети!» взята под особый контроль. На проезжей части основных улиц, особенно там, где находятся детские сады, школы и другие учреждения образования, необходимо разместить информацию в виде соответствующих рисунков, дорожных знаков, а также обозначить пешеходные переходы.

Больной вопрос – маршрутные такси. Многие, наверное, замечали, сколь часто этот вид транспорта создает на дороге опасные ситуации. Хорошо, если, чтобы высадить или взять пассажира, маршрутник сворачивает к обочине. А есть и такие, кто останавливается прямо посреди проезжей части, включая «аварийку». Рейды, проведенные ГИБДД в апреле, «высветили» букет грехов: грубые нарушения на маршрутах правил дорожного движения, отсутствие предрейсового медицинского освидетельствования водителей и проверки техсостояния машин; путевые листы не выдаются.

- Мы просили администрации и органы местного самоуправления обратить внимание на данную категорию водителей, - говорит Ч. Кужель, - и использовать такой, на наш взгляд, эффективный рычаг, как расторжение договоров в одностороннем порядке. За четыре месяца не расторгнуто ни одного договора с перевозчиком.

Справедливости ради нужно сказать, что не во всех городах края муниципалитет контролирует рынок маршрутных такси напрямую, т. е. через договорную систему. Буквально на днях этот рычаг появился в Ессентуках. Как сообщил заместитель главы города В. Прохоров, мэрия провела конкурс и 24 мая подписала с частными извозчиками и рядом автотранспортных предприятий договоры на обслуживание городских маршрутов, где черным по белому написано: однократное самоуправство на дороге грозит расторжением договора. В Ставрополе же до сих пор солидная часть перевозчиков повинуется посредникам, которые почему-то никому не подчиняются.

С другой стороны, не секрет, что в большинстве городов и районов края оставляет желать лучшего (не соответствует стандартам) состояние дорожных знаков и светофоров. Истек срок их эксплуатации (некоторые светофоры работают по 20-30 лет), на дорогах полно ям, на многих улицах нет разметки. Есть и такие участки дорог и инженерные сооружения, которые сами по себе – серьезная угроза безопасности движения. Андроповский район: на 12-м километре дороги «Курсавка – Воровсколесская» и на 4-м километре трассы «Кавказ» - Казинка» расположены чрезвычайно узкие мосты без каких бы то ни было ограждений. А по ним, между прочим, автобусы ходят.

Так в чем же причина аварий? Какой фактор ключевой – человеческий или чисто технический? Г. Клюшников считает, что влияет и тот, и другой, но решающий – человеческий.

- Становятся лучше машины и дороги, а люди часто забывают и про правила, и про уважение друг к другу, - говорит Г. Клюшников. - Анализ показывает, что более 80% ДТП происходит по вине именно водителей. Основное зло – пьяный за рулем. Смотрите, за первый квартал выявлено шесть тысяч таких водителей. А сколько не поймано?!