00:00, 19 мая 2004 года

30 копеек на рубль

По привлечению иностранных инвестиций среди субъектов РФ наш край на 49-м месте. Для сравнения: в прошлом году соседняя Кубань «затащила» в свою экономику 325 млн. долларов США, Ставропольский край – 13 млн.

У многих участников «круглого стола», который проходил вчера в ГДСК и был посвящен проблемам применения блока инвестиционных законов (таковых в крае принято семь), названные цифры вызвали весьма болезненную реакцию. «Это позор! – сказал депутат А. Шиянов. – Ставрополье должно привлекать по крайней мере 200 миллионов долларов».

Вел «круглый стол» председатель комитета ГДСК А. Яшкунов, присутствовали другие депутаты краевой Думы, представители правительства, муниципальных образований, деловых кругов.

Что касается «нехороших» цифр, то они были приведены в докладе заместителя министра экономического развития и торговли СК В. Вагановой. Правда, она отметила, что по суммарной величине инвестиций в основной капитал Ставрополье со своими 22,9 млрд. рублей находится в тройке лидеров ЮФО – после Краснодарского края (70 млрд.) и Ростовской области (36,2 млрд.) Однако это не основной показатель. На Ставрополье падают темпы роста доходов населения, средней заработной платы. Замедлились темпы роста прибыльности предприятий, ухудшается уровень инвестиций в основной капитал.

Из всего блока принятых краевой Думой инвестиционных законов практически работает только один – «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», предусматривающий субсидирование из краевого бюджета процентной ставки по банковским кредитам. За время его действия оказана поддержка трем сотням предприятий на 223 млн. рублей. В. Ваганова подчеркнула, что не было случаев невозврата кредитов или нецелевого их использования. Каждый вложенный рубль – кстати, на 2004 г. выделено 120 миллионов – дает 30 копеек дохода.

В целом, говоря о позитивном действии закона на экономику, многие из присутствующих отмечали и «недостатки в его исполнении». Это и бумажная волокита, и «узкая география» предприятий (большинство получателей субсидированных кредитов находятся в Ставрополе и Пятигорске), приоритеты отдаются почему-то фирмам торговли и общественного питания. Кроме того, банковская процентная ставка субсидируется из краевого бюджета в течение года (хотя по закону можно до трех лет), но предприятия часто берут кредиты на более долгий срок и потом снова обивают пороги минэкономразвития.

- А у нас министерство экономического развития только делит деньги, - категорично заявил А. Яшкунов. – Я предлагаю ввести в экспертный совет, определяющий получателей субсидированных кредитов, пятерых депутатов. Чтобы было больше «прозрачности».

Своих представителей пожелали ввести и представители предпринимательских кругов.

Заместитель председателя ГДСК К. Храмов, высказав убеждение, что иностранные инвестиции в крае – это в основном «капитал русских граждан, пропущенный через оффшоры», поинтересовался у В. Вагановой, есть ли у нас действительно иностранцы, которые «зашли» на Ставрополье «и хотят что-то сделать». Замминистра назвала только «Кока-колу» и Европейский банк реконструкции и развития, который «вложился в Невинномысский «Арнест».

Впрочем, не все считают, что Ставрополью стоит возлагать особые надежды на краевой закон о привлечении иностранных инвестиций. Например, заместитель председателя Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ И. Артамонов сказал, что в нынешней экономической ситуации проценты по валютным кредитам Сбербанка примерно такие же, как и на Западе. Он обратил внимание на другую серьезную проблему – смену собственников на многих бюджетообразующих предприятиях, в т.ч. и сельскохозяйственных.

- Я предлагаю, - сказал И. Артамонов, - заложить в краевом бюджете суммы именно на субсидирование процентных ставок для предприятий, желающих выкупить собственные акции. Чтобы не пришел московский «дядя», который уведет последние налоги.

По мнению А. Яшкунова, край в состоянии инвестировать в экономику гораздо большие средства, чем он это делает сейчас. «Бюджет края – 21 миллиард, - заметил он, - нельзя сидеть на деньгах, надо рисковать». По его мнению, недостаточно используется такой ресурс, как средства населения, «которое хочет инвестировать в производство, но нужны гарантии возврата денег»…

В свое время большие надежды возлагались на закон «Об инвестиционном налоговом кредите», поэтому добрую часть времени участники «круглого стола» посвятили выяснению ответа на вопрос, почему он не работает.

По мнению К. Храмова, все дело в «бюрократических препонах, которые выставляют чиновники», и нужна всего лишь нормативная инструкция, определяющая, какие бумаги необходимо собрать претенденту, чтобы получить такой кредит.

Но не все так просто. Во-первых, предприятие получает отсрочку по уплате лишь налогов на имущество и прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет. То есть суммы сравнительно невелики, но зато много бумажной волокиты. А во-вторых, у всех еще в памяти печально знаменитый «кавминводский кредит» (тоже налоговый) образца 1995 года, по которому десятки предприятий задолжали сотни миллионов рублей. Многие из них «исчезли», а долги пришлось платить гаранту – краевому бюджету. Кажется, никто не хочет еще раз наступить на эти грабли…