00:00, 14 мая 2004 года

Сыграть судьбу

Это было в те времена, когда ныне стильный молодой человек был добродушным карапузом Гришкой и порой наивно выдавал мамины секреты. Однажды, сидя на репетиции, он вдруг тихо, но многозначительно произнес: «А Свете кажется, что у нее роль не получается, и она приходит домой и плачет».

Режиссер доволен и коллеги не в претензии (а в театре это уже много значит), она – одна из ведущих актрис местной сцены и за спиной немало ролей молодых героинь, каковой и Поликсена является. Все равно, приходит домой и плачет – и по сей день, в этом Колганова вся.

Конечно, путь на сцене и за кулисами для известной на Ставрополье актрисы вовсе не усыпан исключительно цветами. Он состоит, совсем как сценическое действо, из очень разных эпизодов – возвышенных и комичных, пронизанных любовью и горечью, динамичных, заполненных работой и представляющих собой выжидательные паузы. Она убеждена, что и нынешний этап в ее жизни – переломный и сулит много неизведанного, но одно неизменно:

- Я ведь полюбила Театр, - Света произносит это слово так, что с маленькой буквы и не напишешь, - раньше, чем влюбилась в конкретное здание или город, где началась моя «взрослая» жизнь. Хотя сейчас я люблю именно это здание, этот город и привязана именно к его зрителю.

Она очень хотела стать актрисой всегда – сколько себя помнит. Правда, поступить не удалось ни с первой попытки, ни даже с третьей. Театральная мода, а с нею и фортуна все больше благоволила к топ-моделям. Парадокс, но проверено не однажды: актеры, которые в будущем становятся любимцами публики и наиболее востребованы у режиссеров, частенько почему-то производят при вузовском поступлении совсем другое впечатление на приемную комиссию. Вспомним великую Раневскую, которой после одного из прослушиваний было объявлено о ее «удивительной профнепригодности». Только, видимо, и мастера могут ошибаться. Колганова не позволила обмануться таким же образом собственной судьбе, положив на это все силы, а затем доказывая свою правоту с каждым выходом на сцену.

- Говорят, актерскому искусству научить нельзя, а научиться можно. Конечно, воронежская театральная школа, к которой я, так получилось, принадлежу, не самая сильная в стране. Ее нельзя сравнивать ни с московской, ни с саратовской, ни с ярославской. Но все, что давали педагоги ценного, верного – все старалась впитывать, собирать по крупицам.

Творческой энергии, которая накапливается постоянно, необходим выход. А он – в непрерывном развитии, в поиске неординарных решений, «придумок», которые рождаются, например, в работе с детскими коллективами, в студии художественного слова, да просто в повседневных наблюдениях.

Жизнь должна быть заполнена до предела. А с другой стороны, нельзя уходить в суету. Нужно остановиться иногда, спросить себя: а на что я жизнь трачу? Это важно, потому что только ответив на этот вопрос, можешь и публике дать не просто отдых, но и нечто по-настоящему духовное, интеллектуальное наполнение роли.

Рабочий день «от» и «до» для театра немыслим. На сцене играют два часа и – всю жизнь. Отсюда еще одно немаловажное правило: здоровье для актера – не роскошь, а часть профессии. Играешь-то не на дудочке в руках, хотя и дудочка отдачи тоже требует. Выжимаешь эмоции и правду жизни, что называется, из собственного тела – от внешнего к внутреннему и наоборот. А искусство способно творить чудеса, и примеров тому, необъяснимых с точки зрения медицины, достаточно.

Эпизод давний, но показательный. Спектакль «Пигмалион» с любимой ролью Элизы Дулитл был под угрозой срыва. На сцену Колганова выходила с нашатырем в руках не в переносном, а в буквальном смысле слова, пряча спасительный флакон то в дамской сумочке, то в носовом платке – смотря что позволял реквизит, предусмотренный сценой. В перерывах между выходами ложилась на пол гримерной – становилось чуть легче. Но остановить спектакль не позволила.

Буквально на следующий день – «Золушка» для детей. Роль тоже центральная, и нагрузка не дай боже, но уж сказочкой-то можно бы и пожертвовать. Все бы поняли, отменили представление. Не тут-то было. Правда, пока Золушка «веселилась» с принцем на балу, у театрального служебного входа дежурила карета «Скорой помощи»…

В ее жизни возникло новое увлечение.

- У меня все больше растет интерес к педагогике. Когда-то художественный руководитель театра Алексей Александрович Малышев наставлял: переставай быть ученицей, действуй самостоятельнее. Но, видимо, тогда было не время. А сейчас, похоже, пришел период, когда уже есть что передать другим, есть что сказать лично от себя.

Помимо занятий детской театральной студии «Светоч», Светлана ведет курс сценической речи в Ставропольском госуниверситете. Пока – только у заочников, и самые азы. Но в какой бы форме ни шло преподавание, для нее это очень серьезно и ответственно. И чем дальше, тем больше для самой себя осознает, насколько богата эта сфера – художественная речь.

Конечно, в работе с молодежью есть и трудности. Особенно хорошо она это узнала, работая в школе – вела и факультативные занятия, и театральные коллективы. Но давить на ребят или кричать никогда не могла. Просто вставала и объявляла: не интересно – значит, расходимся. Действовало безотказно.

Как выкраивает время на собственного сына?

- Гриша – моя любовь, - улыбается Светлана. - Причем, чем старше становится, чем больше в нем проявляется взрослая личность, тем интересней мне быть мамой. Когда-то я сама была такой же. Совершала те же ошибки, судила о вещах юношески-максималистски и была при этом убеждена, что я самая умная (смеется). Сейчас он учится в СГУ на журналистике, и меня радует, что выбрал творческую профессию.

Дети, юношество – не только ученики, но прежде всего самая благодарная, самая искренняя публика Колгановой. Уже вполне зрелая по возрасту и наработанному репертуару актриса, Светлана искренне любит своих «сказочных» героинь. Золушка, Русалочка, Аленушка, Герда... Вроде бы и молодежи в труппе сейчас много, но она аккуратно каждый год попадает в Снегурочки при проведении новогодних марафонов. У руководства свой расчет – опыта у Светы в подобных мероприятиях хоть отбавляй, да и в образ вживаться не надо. Света действительно похожа на Снегурочку. Не только внешне. Доброта, отзывчивость, умение никому не желать зла, быть благодарной судьбе и людям, трудиться до последней капли сил... Она – положительная героиня и не скрывает, что не любит отрицательные роли. Потому их у нее практически нет. Характерные, многогранные, неоднозначные, в чем-то противоречащие собственной привычной натуре – да, это самое интересное, что может быть в актерской профессии.

- Мы все сейчас здорово зависим от материальных возможностей, приходится думать и о хлебе насущном, но все-таки не хлебом единым жив человек. Может быть, с чьей-то точки зрения я идеализирую, но это мое искреннее убеждение. На том и стоим… Мне вот очень обидно за наш язык. Это наша культура, наше сознание, по сути. А что мы с ним делаем? Богатейшую речь суживаем до простейших примитивных конструкций - «короче», «типа», «чисто». Человек, который так говорит, он так и мыслит. А это значит – им легко манипулировать.

Отсюда и новые герои, прежде нетипичные. Герой нашего времени уже не Печорин – человек далеко не положительный, но сложный и живой, а киллер какой-нибудь. Это и печалит, и настораживает.

Период Золушек и Снегурочек для Светланы подходит к концу. И это не хорошо и не плохо – это факт. Что бы хотелось сыграть? Раньше был в буквальном смысле слова список: что хочу сыграть. Теперь общая установка – сыграть судьбу. Да так, чтоб узнали себя, чтобы сердцем откликнулись.

Значительное место в ее жизни занимают книги. У друзей и поклонников, таким образом, не возникает вопроса, что дарить на праздники и дни рождения. Впрочем, иногда все же появляются сомнения – наверняка то или иное издание уже в ее коллекции есть.

- Раньше без запинки я отвечала, что любимый писатель Достоевский, а поэт – Пушкин. Читаешь Пушкина и понимаешь: как красиво сказано и в то же время просто и удивительно точно. И теперь эта любовь непреходящая. Но в последнее время открываю для себя других глубоких, интересных авторов. Потребность в них на разных этапах жизни зависит от многих причин. Например, сейчас читаю «Божественную комедию» и понимаю Данте на каком-то новом для себя витке. Читаю медленно, с комментариями и параллельной литературой – Борхес, Мандельштам. Теперь понимаю, что для более полного ее осознания надо вернуться к Вергилию, «Метаморфозам» Овидия, Гомеру, а еще лучше – к Священному писанию.

Прочла Метерлинка «Синюю птицу». Загорелась – кто бы поставил в театре эту сказку? Она мудрая и в то же время пронзительная. Поставили в «Светоче» отрывок «Царство нерожденных детей», то есть царство будущего. Потом было открытие Николая Рубцова…

Театр, убеждена Светлана, должен шагать вверх и только вверх, поднимать планку во всех отношениях: творческом, профессиональном, материальном, наконец. В Ставрополе очень хорошая труппа, богатый потенциал, это отмечают все заезжие режиссеры. Поэтому хотелось бы, чтобы в театр приходили интересные личности-лидеры. Актеры и публика в них нуждаются.

Ольга МАКАРОВА