00:00, 14 мая 2004 года

Хоть умирай, но крайних не найдешь

Поражает во всей этой истории даже не сам итог разбирательств – забегая вперед, сразу скажу: конкретные виновные не найдены - сколько некоторые его подробности.

Начнем с того, что установить истину можно было за считанные часы, работай хотя бы в одной из названных служб система аудиозаписи. И если в Службе спасения такая техника еще не установлена, потому что спасатели не так давно переехали и технически еще до конца не оснащены, то на станции «Скорой медицинской помощи» она имеется, но… именно в этот вечер не сработала. «Компьютер сбой дал. У нас так бывает», - объяснили мне в «скорой».

Эта техническая неполадка - или иная, не установленная пока причина - и стала тем камнем преткновения, о который запнулся поиск нерадивого диспетчера. Плюс к тому «высокая политика»: один из руководителей медицинской службы именно в то время был с головою погружен в стихию «обещаний и клятв». Он участвовал в борьбе за мандат депутата Ставропольской городской Думы. Так что служебное расследование шло в закрытом от прессы режиме. Доходили только слухи. Например, такой: никакого ЧП не было, это все продажные журналисты придумали, чтобы честное имя кандидата опорочить. В общем, сплошной «черный пиар».

В Службе спасения к расследованию отнеслись более внимательно. Несмотря на то, что вся диспетчерская смена стала активно защищать друг друга (мол, не было вообще такого звонка), решили опросить свидетелей. Таковых набралось достаточно: несколько водителей компании «Такси-Юг» на момент, когда их диспетчер искала помощь для раненого, находились в одном с ней кабинете и слышали разговор. Но для максимально точного и объективного решения (наказать непрофессионального работника руководство спасателей собиралось со всей строгостью – вплоть до увольнения) требовались не только устные свидетельства. И тогда вспомнили о телефонной станции, где факт переговоров можно подтвердить документально, получив распечатку звонков.

Руководство Службы спасения обратилось на телефонную станцию с просьбой выдать интересующую информацию, но… получило отказ. Как и компания «Такси-Юг». Мотивировка изумляет: оказывается, данные о входящих звонках на ваш телефон вы можете получить только в том случае, если это разрешит… участковый милиционер. И не просто разрешит, а в свою очередь напишет соответствующий запрос на телефонную станцию. Впрочем, изменив направление поиска, все же удалось удостовериться в том, что из «Такси-Юг» звонили в указанное время по названным адресам. Однако…

- Нам не удалось найти конкретного человека, поэтому наказаны те, кто несет ответственность за работу всей смены, - рассказала пресс-секретарь ставропольской Службы спасения Наталья Стеблянская. - Так или иначе, этот случай послужит хорошим уроком для всех диспетчеров. Кстати, чаще к нам звонят с благодарностью, а не с жалобами. Например, совсем недавно обратился мужчина – у него пропала несовершеннолетняя дочь. Диспетчеры самостоятельно обзвонили все необходимые телефоны, каждый час докладывали о результатах поиска. Девочка вернулась домой сама, а мужчина потом звонил и благодарил всю службу за то, что так внимательно отнеслись к его беде...

А вот в «скорой» по итогам служебного расследования решили ограничиться профилактической беседой со всем штатом диспетчеров. Как сообщил главврач ставропольской «Станции скорой медицинской помощи» Олег Иванов, сотрудница их диспетчерской службы призналась в том, что звонок от коллеги действительно был, но так как выезжать в Михайловск ставропольская «скорая» не обязана (там есть своя аналогичная служба), то вполне закономерно, что заявку не приняли. О большем якобы никто не просил...

- Что касается телефонных номеров «скорых» других городов и районов края, то список мы обновили - недостающие телефоны дополнили, уточнили уже имеющиеся. Хотя наша станция и не справочная служба, но если человек попросит подсказать нужный номер, конечно, не откажем, - добавил главврач.

Безразличие, непрофессионализм, повальная бедность оперативных служб, амбиции начальников, нелогичные законы… Причин того, что мы не можем получить необходимую помощь, добиться справедливости, масса. Но есть путь преодоления этих безобразий. Достаточно не только знать, что все службы, начальники, чиновники и так далее существуют на средства налогоплательщиков. Надо еще и спрашивать с тех, кто нерадиво тратит наши деньги. Всем миром! Иначе – хоть умирай, а крайних не найдешь!

Ирина БОСЕНКО, Евгения СИВЧ