00:00, 14 мая 2004 года

Айвазовский получил постоянную прописку

Много пришлось пережить и этому дому, и нынешним его хозяевам, прежде чем такое чудо стало возможным. Директор Ставропольского музея изобразительного искусства Зоя Белая вспоминает, как несколько лет на разных уровнях решался вопрос передачи здания музею, как пришлось вмешаться в этот процесс лично губернатору края А. Черногорову, поддержавшему музей. И потому, что решалась судьба исторического здания, пребывавшего в аварийном состоянии, и потому, что изомузею давно требовалось расширение экспозиционных площадей. Сегодня архитектурный образчик купеческого дома губернского города столетней давности становится достойным украшением облика краевого центра. Позади проектные и реставрационные работы – дело рук специалистов генподрядчика, Пятигорского научно-производственного управления «Реставрация», строительных фирм «ВСВ», «Тонус», «Логика». Большую спонсорскую помощь оказал ближайший «сосед» – ООО «Кавказтрансгаз».

В нескольких залах нового здания разместились лучшие из собрания музея произведения живописи и скульптуры ХlХ века, в основном – большеформатные. Есть, в частности, зал художников-передвижников. Три стены небольшого светлого зала заняли всего… три самые крупные картины, в том числе получил постоянное место пребывания «Сухопутный пейзаж» Айвазовского, ранее редко появлявшийся перед публикой по причине своих внушительных размеров. Как и «Ледоход на Хопре» Мартынова, буквально заигравший новыми даже для самих музейщиков красками. Всего же экспозиционная площадь увеличилась почти на 400 квадратных метров. При этом, говорит З. Белая, нельзя сказать, что разом решилась проблема показа всей коллекции дореволюционного периода, однако появилась возможность демонстрации ее по частям. Хотя наиболее ценные произведения, тот же Айвазовский, будут экспонироваться постоянно, как это и принято в классических музеях мира. Это значит, что любой из нас сможет при желании навестить свою любимую картину на отведенном только ей одной месте… Недаром все же это собрание уже получило и свое соответственное название – «Золотая коллекция». Использование новых помещений под экспозицию классиков позволяет остальные музейные площади активнее использовать под новые, сменяющие друг друга тематические выставки современных художников.

Зал Алафузовых – предмет особой гордости музейщиков. Здесь и знаменитая коллекция купцов Алафузовых, спасенная в 20-е годы, между прочим, чекистами, и комплект отреставрированной мебели того же периода: все сделано так, чтобы посетитель почувствовал интерьер и атмосферу жилья культурного купеческого семейства. Одни лишь старинные керамические печи чего стоят! Благодаря большим окнам все помещения прекрасно освещаются естественным светом, но и электрическая подсветка продумана тщательно…

Таким образом, за годы развития изомузея сложился весьма интересный ансамбль из трех бывших купеческих особняков периода конца ХlХ – начала ХХ столетий. И нет сомнений в том, что последний из них займет не просто достойное место в общем ряду, а станет самым посещаемым и привлекательным. Один лишь раз пройдя по небольшой, в классическом стиле галерее, по четырем светлым залам, вдохнув удивительный аромат подлинного, высокого искусства, обязательно захочешь прийти сюда еще и еще…

Свой праздник новоселья музейщики решили отметить особо, собрав коллег со всего Ставрополья на l краевой фестиваль музеев под красноречивым названием «Достояние». Сейчас в крае насчитывается 36 музеев, и те, что существуют в районах, городах и селах, испытывают в наши дни серьезные проблемы. Кроме мизерной зарплаты работникам да кое-где оплаты охраны зданий, денег не дается больше ни на что! Разнобой в структурном подчинении усугубляет положение. Словом, родилась идея собрать отовсюду единую многокрасочную экспозицию (своего рода коллективный портрет), которая будет работать не только в День края, а в течение двух-трех месяцев.

За это время жители края смогут прежде всего узнать, а какие вообще есть у нас музеи, чем они располагают, – участие приняли 26 музеев. Фонды их – предметные – не столь богаты, основная часть – архивные документы, фотографии. И все же им есть что показать. Целый зал будет отведен под экспонаты, призванные отразить лицо и дух этих небольших музеев. Это поможет, например, современным городским детям воочию увидеть такую невиданную для них экзотику, как всевозможные изделия гончаров и вышивальщиц, прялки, орудия труда первых поселенцев Ставрополья. Другая часть экспозиции покажет через живописные произведения наш аграрный край, его просторы, природу, его тружеников. Основу составят фонды Горькобалковской сельской картинной галереи Советского района, основанной знаменитым председателем колхоза, Героем Социалистического Труда А. Блесковым. Этот музей до сих пор содержится хозяйством, а заведует им Любовь Попова, которая одна и ведет всю работу. Все прекрасно сохранилось, работают залы, проходят выставки. Там взяты скульптурные портреты героев войны и труда. Там среди селян в прежние годы много работали наши художники Казанчан, Соколенко, Алмосов, Гущин и другие, чьи произведения и составили собрание музея.

В рамках фестиваля «Достояние» пройдет встреча музейных работников края, где они смогут обсудить свои заботы, поделиться опытом, познакомиться с новыми формами организации музейной деятельности. Ведь сегодня каждый музей живет сам по себе, в своем небольшом мире. Организаторам фестиваля хочется расширить этот круг, расшевелить коллег, дать им почувствовать свою значимость, морально поддержать. Вывозить в районы коллекции краевого изомузея пока проблематично, нужны определенные технические условия. А вот рассказать о том, как сегодня – даже сегодня! – могут жить и развиваться музеи, - эту возможность и дает фестивальная программа. Приоткрыть коллегам из районов края дверь в новую жизнь, чтобы они сами смелее шли в эту новую жизнь, смелее заявляли в обществе о своих проблемах. Тогда, может быть, будет меньше у нас протекающих музейных крыш… И наше общее достояние, хранящееся в этих скромных музеях, будет приумножаться, обогащаться, будет по-настоящему служить людям.