00:00, 29 апреля 2004 года

«Быстрые деньги» для региона

- Виктор Иванович, если подводить некоторые итоги, как, по-вашему, можно оценить работу комитета, который вы возглавляете?

- В прошлом году мы работали, на мой взгляд, достаточно эффективно. Подготовлено и внесено на рассмотрение Думы 11 законов. Среди них наиболее важные - «О казачестве в СК», «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в СК полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния», «О внесении изменений в закон СК «Об обязательном применении государственного языка РФ в написании фирменных наименований предприятий, учреждений и организаций и названий их структурных подразделений». По нашей инициативе подготовлено 48 постановлений ГДСК, проведено 41 заседание комитета, на которых рассмотрено 128 важнейших для края вопросов. Среди других важных тем – выделение средств для капитального ремонта акушерского корпуса Ставропольской городской больницы № 4, льготы на жилищно-коммунальные услуги специалистам бюджетной сферы в сельской местности, исполнение бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, развитие и организация туризма на территории Кавказских Минеральных Вод.

Рассказать обо всем невозможно, но благодаря усилиям комитета удалось изыскать на социальную сферу дополнительные средства в сумме 135 млн. рублей. К примеру, по нашей инициативе расходы на образование увеличены на 44 млн., на здравоохранение – на 70 млн. рублей.

- В сферу интересов вашего комитета входят и курорты Кавказских Минеральных Вод, обсуждение судьбы которых стало одной из главных тем последних месяцев. Недавно состоялись депутатские слушания по этому вопросу. На ваш взгляд, смогут ли уникальные бальнеологические курорты в ближайшей перспективе конкурировать, скажем, с краснодарскими?

- В период подготовки слушаний депутатами пристально изучалась и анализировалась ситуация в индустрии туризма на Кавказских Минеральных Водах. Проведены два выездных заседания комитета на базе Железноводска и Кисловодска, организованы многочисленные встречи с жителями региона, проводились и социологические исследования среди отдыхающих. Депутаты подготовили конкретные предложения по перспективным направлениям развития санаторно-курортной отрасли на КМВ.

К сожалению, за последние 12 лет государство прекратило плановое финансирование здравниц. Ведомства, ввиду своих финансовых трудностей, тоже перестали выделять средства на свои санатории. Как следствие - здравницы со слабой материальной базой становились убыточными. Собственники начали их продавать с последующим перепрофилированием. Негативно отразилось на отрасли и сокращение финансирования фондом социального страхования санаторно-курортного лечения.

Бесконечный рост тарифов на минеральную, питьевую воду, газ, электроэнергию приводит к резкому удорожанию путевок. Отсюда сокращено количество дней пребывания, процедур и их объемов. По этим причинам поток отдыхающих резко уменьшился.

- Что же следует предпринять?

- Нужны новые законы для санаторно-курортной отрасли, следует совершенствовать уже существующие акты. Сегодня объективно назрела необходимость в принятии федерального закона «О санаторно-курортной и оздоровительной деятельности в Российской Федерации». Требует изменений и дополнений действующий с 1995 года Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях». Это касается взаимоотношений государства и пользователя, вопросов налогообложения, курортной инфраструктуры и т.д. На отдельный федеральный закон давно претендует и наш эколого-курортный регион. В федеральном бюджете нет отдельной строки на нужды курортов Кавказских Минеральных Вод, хотя практика финансирования города-курорта Сочи есть.

К сожалению, нет единой государственной политики в курортном деле, направленной на доступность санаторно-курортной помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, поддержки на государственном уровне курортологии как науки. Другими словами, на федеральном уровне нужно разработать программу поддержки отрасли, которая стала бы приоритетной для государства.

- И что для этого делает комитет?

- Сегодня в комитете идет подготовка обращений в адрес федеральных органов власти о поддержке наших курортов. Мне удалось провести консультации с некоторыми депутатами ГД РФ от Ставропольского края и передать нашу озабоченность развитием нормативно-правовой базы в области охраны здоровья. Была достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве. Кстати, полномочный представитель президента РФ в ЮФО В. Яковлев на одном из последних совещаний в Ростове, анализируя выполнение федеральной целевой программы «Юг России», отметил, что курорты Ставрополья и Кубани следует развивать, ведь именно они могут принести самые «быстрые деньги» в регион. Надеюсь, власть не откажется от своих слов.

Важно и другое направление работы. Чтобы наши курорты вышли на мировой уровень, надо развивать туристический рынок. Здесь проблем у нас много. В прошлом году объем туристско-экскурсионных услуг на КМВ несколько возрос, в денежном выражении это составило около 44 млн. рублей. Но это лишь крохи. Реальная доля туризма в экономике края составила всего около 20 процентов. Анкетирование среди отдыхающих показало, что сегодня для гостей наших курортов надо развивать новые виды услуг – это досуг для всей семьи, детские площадки, верховая езда, поездки по заповедным местам края, различные виды охоты, рыбалки, дельтапланеризма.

- И все-таки, по-вашему, сможем ли мы конкурировать с соседями, с Краснодарским краем?

- Пока результат не в нашу пользу. В бюджете нашего края в прошлом году на развитие туристической деятельности было выделено всего 200 тыс. рублей, а на Кубани – 60 млн. рублей. Только на рекламную кампанию соседи потратили 30 млн. рублей. Там объем услуг, их качество значительно выше и разнообразнее. Поэтому группа депутатов нашего комитета готовит дополнения в действующий закон «О туристической деятельности в Ставропольском крае» в части организации экскурсионной деятельности.

Несколько слов о рекламе. У нас на Ставрополье на всех каналах крутится реклама курортов Италии, Испании, Турции. Ни на одном региональном канале, не говоря уже о федеральных СМИ, нет только рекламы лечения и отдыха на наших курортах. На вопрос, почему, большинство руководителей здравниц отвечают: нет средств. Но давайте, уважаемые друзья, создадим свой единый фонд рекламы для всех санаториев и общими усилиями будем его пополнять.

- Одним из главных принципов своей работы ГДСК считает открытость. Проявляют ли интерес к формированию краевого законодательного поля общественные организации? Как ведется эта работа?

- Общественные организации не обладают правом законодательной инициативы, но тем не менее при подготовке законопроектов, других нормативных актов их предложения и замечания учитываются. Представители общественных организаций включаются по согласованию в состав рабочих групп по разработке законопроектов, приглашаются для участия в «круглых столах», депутатских слушаниях, расширенных заседаниях комитета, на которых рассматриваются вопросы. В их активе - участие при разработке ряда законов. Краевая общественная организация «Союз молодежи Ставрополья» внесла свои предложения в закон «О молодежной политике в Ставропольском крае», краевой совет женщин – в закон «О семейной политике в Ставропольском крае», краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры – в закон «О музейном деле в Ставропольском крае». Другие общественные организации также не остались в стороне.