00:00, 20 апреля 2004 года

Месть, каково твое жало?

Напомним сюжет этого жуткого дела. С регулярностью в четыре дня в конце июня - начале июля на Кавминводах произошло три нападения на таксистов. Во всех случаях ночью. Водители были убиты выстрелами в голову из автоматического оружия. По городам курортного региона ходили самые дикие слухи. То, что один из таксистов выжил, правоохранительные органы держали в тайне. Именно его показания в конечном счете помогли вычислить и задержать преступников. Ими оказались Людмила Жукова, 1960 года рождения, жительница Пятигорска, и ее сын, 21-летний Максим Мохов, инвалид 2-й группы.

Следствие выяснило, что Жукова еще в 1996 году на рынке «Верхний» Пятигорска приобрела боевое нарезное огнестрельное оружие – пистолет Макарова и семь девятимиллиметровых патронов к нему. Обвиняемая то ли не сказала, то ли не помнила, у кого она купила пистолет. Но все семь прошедших лет она хранила его на тех квартирах, в которых жила, и даже оборудовала тайник в электрическом узле возле моста через реку Подкумок в районе пятигорского автовокзала. Орудие убийства с оставшимся одним патроном было обнаружено и изъято при задержании Жуковой в сарае дома на проспекте Калинина в Пятигорске, где она в этот момент жила. Отсюда – первый пункт обвинения: незаконное приобретение, хранение, перевозка и ношение боеприпасов (ч.1 ст. 222 УК РФ).

В июне (почему именно тогда, так и осталось непонятным) Жукова приступила к активным действиям. 25 июня, когда до полуночи оставалось десять минут, на перекрестке улиц Калинина и Первомайской в Пятигорске остановили пятерку-«жигули», которой управлял В. Ч-ев, и попросили отвезти на улицу Заречную. Максим сел на переднее сиденье, Людмила Жукова - позади водителя. Когда через сорок минут они прибыли к месту назначения, Жукова дважды выстрелила в голову водителя. Он скончался. Максим хладнокровно забрал у погибшего сотовую «Моторолу». Это второй пункт обвинения – разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия, организованной группой, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (пп. «а», «в» ч.4 ст. 162 УК РФ). Третий – убийство, совершенное организованной преступной группой, сопряженное с разбоем (пп. «ж», «з» ч.2 ст. 105 УК РФ).

30 июня без десяти час ночи на перекрестке улиц Кирова и 40 лет Октября Пятигорска преступники подошли к такси-«Волге» и предложили водителю С. М-му за 50 рублей отвезти их на ту же улицу Заречную. Сели также – сын рядом с водителем, мать – позади. После окончания рейса Жукова выстрелила в голову таксисту. То ли рука дрогнула, то ли везучим оказался М-вой, но, получив сквозное огнестрельное ранение лица, ушиб головного мозга, он остался жив. Когда выскочил из машины, вслед прозвучал еще один выстрел. М-му удалось скрыться и сообщить о нападении в милицию. Водитель остался жив – ему своевременно была оказана квалифицированная медицинская помощь. А преступная парочка из этого эпизода получила четвертый пункт обвинения – покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное организованной преступной группой, сопряженное с разбоем, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (ч.3 ст. 30 и пп. «ж», «з» ч.2 ст.105 УК РФ).

К тому времени на ноги в поисках преступников были подняты все работники правоохранительных органов Пятигорска и региона Кавминвод. Поэтому Жукова решила сменить дислокацию. Следующее преступление было начато в Кисловодске. В три часа утра четвертого июля Жукова и Мохов остановили ВАЗ-2101, которой управлял С. Б-ян, занимавшийся частным извозом, и попросили отвезти на «кровавую» улицу Заречную. Через час трагедия развернулась по тому же сценарию: два выстрела в голову. Водитель скончался. Сын забрал у него мобильник «Алкатель», а мать – 450 рублей.

На суде Людмила Жукова вела себя с поразительным спокойствием. 43-летняя женщина вину свою признала полностью и говорила о том, что побудительным мотивом была месть таксистам, которые избили ее сына. Трудно поверить в искренность этого заявления. И не только потому, что пострадали невинные люди, к тому инциденту отношения не имеющие. Жукова планировала убийства. Было выбрано место и время их совершения, распределены роли с сыном. Максим садился рядом с водителями, чтобы в момент окончания поездки отвлекать их разговорами. Отбираемые мобильные телефоны тоже скорее корыстный, а не мстительный мотив. Кстати сказать, звонок с одного из них, который сделала Жукова, помог задержать преступников.

Проведенная психиатрическая экспертиза подтвердила вменяемость обвиняемых.

В последнем слове Жукова просила снисхождения к сыну. С учетом состояния его здоровья, обстоятельств совершения преступлений Максим Мохов приговорен к восьми годам лишения свободы. Самой Людмиле Жуковой за решеткой придется провести 17 лет.

После оглашения приговора к «клетке», в которой находились мать и сын, бросились родственники убитых таксистов. Показалось, что если бы не решетка, их бы растерзали. Слезы, крики, оскорбления. Пусть и не самая лучшая, но понятная реакция тех, кто потерял своих близких. Но больше всего хлестнул по нервам голос одной женщины: «Как же ты за сына отомстила? В тюрьму его отправила на годы…».

…Месть, каково твое жало?