00:00, 17 апреля 2004 года

«Я так люблю любить…»

Кто знает, возможно, из таких историй и вышла идея смотров молодых актеров. Их проводят и в отдельных театрах, и на уровне России, и они действительно часто открывают новые имена либо в ином свете показывают тех, кто уже работает на сцене. Как рассказали в Ставропольском отделении Союза театральных деятелей, в свое время серьезную роль подобные конкурсы сыграли в судьбе двух популярных актеров нашего академического театра драмы им. Лермонтова - заслуженного артиста РФ Бориса Щербакова и артиста Василия Савинова.

Краевой смотр-конкурс, который Ставропольское отделение СТД провело на днях, традиционно назывался «Мы молодые!». В нем участвовали молодые артисты краевого театра оперетты, краевого академического драматического театра имени Лермонтова и Ставропольского театра кукол. Зрители, собравшиеся на яркое шоу, смогли увидеть выступления в разных жанрах. Оперетта привезла отрывки из «Марицы», «Сильвы», «Летучей мыши», «Баядеры». Солисты театра Максим Колесников, Ирина Абгарян, Станислав Козицкий и другие показались в ролях, которые они пока не исполняют на сцене театра. Жюри оценило их достаточно высоко, но все-таки многим зрителям, и мне в том числе, хотелось увидеть молодых в чем-то менее традиционном – может быть, в сценах из современных мюзиклов. Хотелось поиска, молодости свойственного.

Были, однако, на смотре работы, полностью отвечающие этим ожиданиям. О некоторых из них скажу подробнее. Артистка Ставропольского краевого театра кукол Наталья Ледовских - явление в чем-то уникальное. Уже не в первый раз на молодежный смотр она представляет театральные миниатюры в собственной постановке. Три года назад, когда она поставила маленькую пьеску сложнейшего Эжена Ионеско, ей едва исполнилось 20 лет. Между тем это была работа со своим видением мира и театра. На этом смотре зрители увидели три ее новые постановки, из которых особенно интересны миниатюра того же Ионеско «Лысая певица» и «Фантазии на темы «Короля Лира», исполненные Н. Ледовских вместе с артистами театра кукол Иваном Герасименко и Светланой Гниденко. Молодой режиссер мыслит на уровне символов. Мир разорванных связей, мир потерянных чувств, в котором у людей не остается за душой ничего, кроме страха смерти, вот что смогла уложить она в пятиминутные сценки. В «Фантазиях на темы «Короля Лира» на сцене Лир и то ли две его дочери, то ли дочь и придворный шут – неважно. Важно, что лиц их не видно, потому что герои закрыли их друг от друга газетами. И стоит одному персонажу выхватить газету из рук другого, как тот начинает задыхаться. Стоит ли подробно разъяснять это символическое действо?..

Интересно, что и две другие, значительные, на мой взгляд, работы, представленные на смотре молодыми актрисами краевого академического театра драмы им. Лермонтова Татьяной Николаенко и Натальей Симанкиной, в сущности, о том же. О мире, в котором мало тепла, мало любви, а «я так люблю любить». Цитата - из повести Марины Цветаевой «Сонечка». Отрывок этот читала Татьяна Николаенко. Хочется сказать, что читала умно, но на самом деле это был хороший сплав ума и чувства. Героиня отрывка старается, но и не может полюбить молодого человека, который приходит на каждый ее спектакль, приносит цветы, и она, не способная ответить на его чувство, понимает, что он счастливее ее - потому что может любить...

О том же, о желании найти любовь, о том, что ее мало в мире и в душах людей, и работа Натальи Симанкиной, названная «А. Чехов. «Чайка». Пластический этюд». Объединив два монолога из «Чайки», тот самый, почти пародийный: «Люди, львы, орлы и куропатки…» и последнюю исповедь Нины Заречной со словами «Умей нести свой крест и веруй», соединив их с музыкой, написанной Петром Светличным, и пластическим этюдом, в котором ей помогали студенты актерского отделения СГУ, Н. Симанкина, как представляется, смогла выразить главное, что есть в чеховской пьесе – разъединенность людей, их неумение обрести прочные связи и их бесконечное стремление к этому. Я бы сказала, что выступления Н. Ледовских, Т. Николаенко и Н. Симанкиной, возможно, выразили сегодняшнее мироощущение молодых – не только актеров.

Награды получили почти все участники смотра. Наталья Ледовских за первое место – путевку на отдых в один из домов творчества актеров. Татьяна Николаенко и Максим Колесников - творческие командировки в Москву. Поедет посмотреть современные столичные театры и Наталья Симанкина, которую специальным призом наградил председатель Ставропольского СТД Владимир Аллахвердов.