00:00, 9 апреля 2004 года

Куют колеса денежку

Очевидно лишь одно: стараниями «темных сил» практически похоронено некогда мощное муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие № 1. Жалкие его остатки – раздолбанные автобусы, предоставляющие льготы, пока еще можно увидеть на улицах краевого центра, но и они постепенно вымирают, как мамонты, потому что мешают «крестным отцам» частного маршруточного бизнеса получать дополнительные сверхприбыли. Автобароны, манипулируя рядовыми перевозчиками, умело лоббируют свои интересы во властных структурах, а в случае нарушения «прав» (например, если не утверждается новый повышенный тариф) быстро переходят к шантажу, организовывая забастовки водителей и прочие акции протеста.

Разумеется, это бьет по имиджу администрации Ставрополя, но покончить с «бардаком на колесах» у нее почему-то не получается. Может быть, не очень-то и хочется?.. Такая крамольная мысль у меня появилась после ознакомления с интереснейшим документом, направленным прокурором Октябрьского района Ставрополя В. Решетняком в адрес мэра краевого центра Д. Кузьмина. Он называется: представление «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего организацию пассажирских перевозок в г. Ставрополе».

Речь главным образом о принятом в конце 2001 г. законе «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в Ставропольском крае», который мешает интенсивно ковать денежку структурам, присосавшимся к автобизнесу. Поэтому статья четвертая этого закона, исключающая посредников, ими всячески игнорируется. А гласит она о том, что договор на оказание пассажирских перевозок заключается между перевозчиками (конкретными физическими и юридическими лицами) и заказчиком - по итогам проведения открытого конкурса. Заказчик – это орган местного самоуправления, т.е. администрация Ставрополя, передавшая «договорные» функции своему управлению транспорта и связи, что, впрочем, не противоречит закону. Но… в нарушение закона между заказчиком и перевозчиком вклинились посредники. Как отмечается в представлении прокурора, на маршрутах Ставрополя № 1, 13, 14, 15, 29, 59, 45, 134 коммерческое предприятие ООО «222», обходя администрацию города, успешно привлекает на договорной основе к работе автопредпринимателей, т.е. непосредственных перевозчиков. «Между тем, - говорится в представлении, - вышеуказанное предприятие в конкурсе на получение заказа на осуществление пассажирских перевозок не участвовало, и, следовательно, договоры с ним заключены необоснованно».

Схемы движения транспорта, опасных участков, паспорта маршрутов находятся опять же «в руках» посредников – ООО «222», МУАПа и общественной организации индивидуальных предпринимателей, с которыми перевозчики «добровольно» заключают договоры на сервисное обслуживание.

- Управление транспорта и связи администрации города, - говорит заместитель прокурора Октябрьского района В. Головко, - вообще не располагает данными об этих договорах, не имеет их в наличии и, следовательно, не может осуществлять контроль за пассажирскими перевозками. Это недопустимо…

В ходе прокурорской проверки выяснилось, что ООО «222» проводит медосмотр водителей и техосмотр транспорта (на основании договоров сервисного обслуживания), не имея лицензии. Но это не помешало администрации Ставрополя передать «двойкам» полномочия по заключению договоров на перевозки.

Далее: автобусный маршрут № 21 «Рынок Южный – 204 квартал» открыт постановлением Д. Кузьмина без комиссионного обследования. Кстати, сама дорога «Юго-Западный обход» не сдана в эксплуатацию.

В ходе проверки было установлено, что фактическое количество работающих маршруток № 1, 5, 7, 8, 9, 9д, 10, 13, 14, 15, 17, 29, 30, 31, 32, 37, 39, 44, 45, 46, 47, 51 значительно превышает (!) количество транспортных средств, предусмотренных постановлением главы администрации Ставрополя № 5385 от 25.08.2003 г., согласно которому был утвержден коммерческий заказ на пассажирские перевозки. Невольно вспоминаются слухи о том, что по городу курсируют десятки «левых» маршруток, а официальный договор стоит бешеных денег…

В представлении прокуратуры, кроме названных, фигурируют и другие нарушения, которые администрация Ставрополя обязана устранить. Правда, «букет» их столь велик, что работы хватит надолго.

Как следует из ответа первого замглавы администрации города С. Кобылкина, адресованного В. Решетняку, эта работа уже начата, в частности, перезаключаются договоры непосредственно с перевозчиками. Но главное достижение состоит в том, что Ставропольской городской Думой недавно наконец-таки принято Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок. Правда, оно еще не завизировано мэром. Предыдущее Положение, давшее «зеленый свет» посредникам, отменено по настоянию прокуратуры.