00:00, 12 марта 2004 года

Чужая свадьба в нашем доме, или Визит ДУСи на курорт

Новейшая история двух санаторно-курортных учреждений началась после 15 января 1993 года, когда между Россией и Украиной было подписано соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности. Начав новую жизнь в качестве «иностранцев», санатории «Украина» и им. Семашко сначала попали в ведение лечебно- оздоровительного объединения при кабинете министров Украины, а полтора года назад их передали государственному управлению делами украинского президента - или, как ласково называют это ведомство на родине, ДУСе (Державне Управлiння Справами). Надо сказать, что в течение всего вышеозначенного периода украинское начальство вниманием свои подведомственные санатории особо не баловало, великодушно предоставив им возможность самостоятельно прорываться сквозь тернии к звездам. И вдруг…

Прибывшая на Кавминводы в конце января рабочая комиссия ДУСи уведомила всех заинтересованных лиц, что согласно распоряжению руководителя управления от 26 января санаторий «Украина» подлежит реорганизации путем его присоединения к санаторию имени Семашко. Такая метаморфоза удивила - на первый взгляд, итоги «битвы за выживание» явно в пользу «Украины»: санаторий в последнее время заметно похорошел и набрал обороты в курортном бизнесе. Зато санаторий им. Семашко прочно обосновался в рядах здравниц, всем своим видом взывающих к капремонту. Однако за ненадобностью сокращается должность главного врача «Украины», которую уже два десятка лет занимает заслуженный врач России и Украины Николай Бочарников, а руководство объединенным санаторно-курортным учреждением согласно воле Киева должен осуществлять главный врач санатория им. Семашко Василий Товкань.

Официальными причинами того, что «Украину» лишают самостоятельности, стали долги по налогам, а также сложности с регистрацией здравницы как юридического лица.

«Украина» на сегодняшний день задолжала 11 миллионов рублей. Из них – 9 миллионов земельного налога в бюджет Ессентуков и МУП «Комбинат благоустройства города». Согласно требованию Ессентукской налоговой инспекции в декабре минувшего года судебные исполнители описали часть имущества санатория, наложив на него арест и предупредив, что в случае неуплаты оно пойдет с молотка. Тут и прибыла комиссия ДУСи. Оценив обстановку, комиссия от имени своего руководства попросила отсрочить платежи до середины января 2004 года. Просьба была удовлетворена. Однако 26 января вместо денег появилось распоряжение о присоединении «Украины» к «Семашко». Но «радужная» перспектива получить деньги с «Украины» только после того как будет завершен процесс реорганизации, не устроила службу судебных исполнителей. Они направили предупреждение, что до полного погашения задолженности переоформление имущества санатория является незаконным. Эту же позицию заняла и налоговая служба – и «реорганизаторы» вроде бы начали изыскивать средства…

Но настоящий скандал разгорелся между рабочей комиссией и главврачом «Украины» Н. Бочарниковым, которого украинские чиновники считают виновным в «злонамеренном разбазаривании» ДУСиной собственности.

- Он довел санаторий до банкротства, – заявил корреспонденту «СП» заведующий отделом правовой экспертизы юридического управления администрации президента Украины Владимир Власов, – за последние два года из государственного бюджета нашей страны для погашения этих долгов санаторию было перечислено 8,5 миллиона рублей. Но когда мы приехали сюда в декабре, то увидели, что из этих денег на налоги не израсходовано ни копейки, зато в санаторий покупается мебель на миллион рублей! Бочарников затеял ремонт, выведя из оборота практически 110 коечных мест. Это говорит о том, что он не хозяин, и нам такие работники не нужны…

Главврач «Украины», в свою очередь, сказал, что санаторий, фактически брошенный на произвол судьбы, сначала был поставлен перед выбором – захиреть или развиваться, а потом просто «захлебнулся» в налоговых платежах из-за резко возросших ставок и неритмичной загрузки. Когда в курортном деле после стагнации наступила долгожданная оттепель и на Кавминводы вновь поехали отдыхающие, санаторий «Украина» начал активно осваивать рыночные правила курортного дела, во главу угла поставив модернизацию и благоустройство, дабы быть конкурентоспособным. Однако, как оказалось, ремонт и благоустройство для украинских чиновников являются верхом бесхозяйственности, хотя годовой финансовый баланс здравницы составляет 32 миллиона рублей, а ежегодная сумма украинских «вливаний» равна примерно половине фонда заработной платы коллектива. То есть те самые перечисленные за два года 8,5 миллиона рублей, о которых говорил В. Власов, не являлись целевыми средствами на погашение налоговых платежей, а проходили по документам как трансферт на выплату заработной платы. Остальные деньги «Украина» зарабатывала сама. Честно говоря, позиция Киева в этом вопросе вызывает из памяти гоголевский персонаж, у которого вареники сами собой в сметану макались и в рот прыгали.

- Здравница до 1999 года исправно платила все налоги, проблемы появились после того как налог на землю поэтапно взлетел для нас с 800 тысяч рублей в год до 5 миллионов двухсот тысяч - тех 4,5 миллиона, которые давала Украина, не хватило бы на покрытие даже земельного налога. А ведь есть и другие налоги. Мы неоднократно просили Киев помочь рассчитаться хотя бы по земельному налогу, предупреждали, что дальнейшая неуплата угрожает тем, что имущество санатория может быть описано и продано, - утверждает Н. Бочарников.

В результате наводнения летом 2002 года несколько семей сотрудников «Украины» лишились жилья, и никто, кроме администрации санатория, им не помог.

Никто не озаботился помощью самому санаторию, тоже пострадавшему от стихии. Акты о материальном ущербе ушли в Киев и там канули, восстанавливаться «Украине» пришлось за свой счет.

Тем не менее желание Н. Бочарникова доказать, что долги появились по вполне объективным причинам, члены комиссии восприняли как попытку оказать на них давление, о чем и было доложено руководству. Последовало распоряжение, согласно которому «нехороший главврач» был уволен с 9-го февраля сего года «за грубое нарушение трудовых обязанностей» и препятствование членам комиссии в проведении реорганизации. Свое увольнение Н. Бочарников оспорил и недавно решением Ессентукского суда был восстановлен на работе и в должности. Как сложится его судьба в дальнейшем, пока неясно – «неугодный» главврач никак не может связаться с руководством в Киеве и объяснить, что происходит, – для него начальство хронически занято…

Совсем уж любопытно выглядит ситуация, касающаяся правового статуса украинских санаториев на российской земле.

Как пояснил Н. Бочарников, «Украина» практически 12 лет работала без регистрации, поскольку организационно-правовая форма собственности не была определена. Тем не менее санаторий платил налоги, и ему даже был присвоен ИНН без указания собственника и учредителя. Положение изменилось после того, как 14 марта 2002 года был подписан межгосударственный протокол о праве собственности отдельных объектов, расположенных на территории Украины и на территории России. В июне 2003 года руководителем государственного управления делами президента Украины была утверждена новая редакция устава, и уже в августе санаторий им. Семашко получил свидетельство в налоговой инспекции Кисловодска, а также зарегистрировал свое имущество в краевой регистрационной палате.

Но когда попытался зарегистрироваться санаторий «Украина», Ессентукская налоговая служба ему отказала, пояснив, что, поскольку данное санаторно-курортное учреждение является филиалом иностранного юридического лица, необходимо предоставить определенный пакет документов для постановки на налоговый учет. Нужных документов у главврача «Украины» не оказалось, потому что после того как в 2002 году «Украина» перешла в ведомство ДУСи, в нормативные документы санатория соответствующие изменения не были внесены. В частности, не был перезаключен контракт, который должен удостоверять полномочия Н. Бочарникова как руководителя. Это еще одна из причин, по которой ессентукские налоговики отказали санаторию: нет нового контракта с руководителем, значит, нет и руководителя.

По данным Ставропольской краевой регистрационной палаты, имущество «Семашко» было зарегистрировано как собственность государства Украина без указания, в чьем оперативном управлении это имущество находится на российской земле, потому что у «Семашко» на тот момент тоже возникли проблемы с регистрацией юридического лица. Тем не менее 8-го августа 2003 года санаторий получил необходимое свидетельство в Кисловодской налоговой службе. Очень интересный это документ - в графе «полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы» записано: «санаторно-курортное учреждение «санаторий имени Н. А. Семашко» государственного управления делами (г. Кисловодск)». И все. Но ведь по - русски полное наименование юридического лица, являющегося собственником санатория, звучит как государственное управление делами президента Украины! Два ключевых слова, определяющих, что это управленческая структура другого государства, почему-то были скромно опущены.

И получается: либо Кисловодск стал минидержавой и обзавелся государственным управлением делами, либо санаторий им. Семашко попал в число российских государственных здравниц…

Вот как прокомментировал этот документ неофициальный источник в налоговых органах. Поскольку исходя из наименования формы юридического лица в этом регистрационном свидетельстве можно подумать, что там имеется в виду некое российское государственное управление делами, то и санаторий имени Семашко может быть воспринят как якобы российская государственная или муниципальная собственность. А согласно пункту 15 статьи 12 ФЗ РФ « О плате за землю» санаторно-курортные учреждения, принадлежащие государству, ФНПР или муниципалитетам, освобождаются от уплаты земельного налога. И вполне вероятно, что весь сыр-бор с реорганизацией был затеян именно потому, что В. Товканю удалось получить такое регистрационное свидетельство. Изначально оно ничего не меняет, поскольку права Украины на эти два санатория бесспорны - подчеркивает источник - однако если использовать кое-какие связи, то определенные заинтересованные структуры «закроют глаза» на действительное положение вещей, обойдется такая «слепота» заметно дешевле, чем уплата налога на землю…

Надо сказать, что украинские интернет-издания по сей день пестрят материалами о жизни и деятельности нынешнего руководителя ДУСи Игоря Бакая, который не столь давно возглавлял правление НАК «Нафтогаз Украины». В ходе проверки этой компании украинскими налоговыми органами было разоблачено 65 корыстных преступлений, в том числе 27 хищений. Против И. Бакая было возбуждено уголовное дело, которое ничем не закончилось, поскольку на тот момент он уже был депутатом Верховной рады Украины, став для налоговиков недосягаемым.

Ну а главврача «Семашко» В. Товканя в регионе больше знают как бывшего главу администрации Кисловодска, поскольку весьма знаменательными в свое время оказались последствия хозяйственной деятельности Василия Кузьмича на этой должности. Во многих СМИ описывались многочисленные судебные тяжбы между мэрией Кисловодска, попытавшейся пересмотреть итоги проведенных В. Товканем сделок с элитными земельными участками, где на первом плане – некая фирма «Айгуф». Закончились они полным поражением муниципалов и кабальными долгами, которые выплачиваются городом по сей день. Правда, вся эта история никоим образом лично В. Товканя не затронула, и официальных претензий к нему никто не предъявлял. Говорят, подобное притягивает подобное – судя по всему два бывалых управленца нашли друг друга…

Были ли допущены нарушения при регистрации «Семашко», станет ясно после комплексной проверки налоговой службы Кисловодска, которую назначило после запроса «Ставрополки» управление бывшего Министерства РФ по налогам и сборам по СК. По некоторым данным, проверкой деятельности санатория «Семашко» сейчас занимается и прокуратура. Каким боком повернется вся эта ситуация, пока трудно понять. Но ясно одно - украинская сторона может делать со своей собственностью все, что захочет, если при этом не нарушается российское законодательство, не ущемляются права причастных к этому процессу российских граждан, не страдают образ и финансовые интересы курортного региона…