00:00, 6 марта 2004 года

История – не роман

40 лет отдано плодотворной педагогической и научной работе в классическом вузе, где рядом с молодежью - мудрые и достойные «старики», так сказать, профессорская элита, приятно удивляющая своих питомцев априорной доброжелательностью - высшим принципом интеллигентности. Ничего общего не имеет с образом строгой классной дамы и Полина Федоровна. За кафедрой и в быту излучает она свет и тепло.

Она по опыту своему знает, что людей держат на плаву не только радужные надежды, но и прожитые воспоминания. Добрая фея в дружной и хлебосольной семье, где традиции основаны на былом крепком крестьянском стержне, на стойкости в годы военного лихолетья, на памяти не вернувшегося с фронта отца. А в общем-то, простая судьба, каких много: школа, пединститут в Ставрополе, учительство на Сахалине, защита диссертации...

Касаясь своей профессиональной привязанности к политической истории России, к познанию всего нового, что сегодня входит в теорию и методику преподавания этой непростой дисциплины, которая многие годы теснилась в рамках истории КПСС, Полина Федоровна особенно сосредоточена:

- Не меняются только камни и дураки, - говорит она, если речь заходит о том, что надо спокойно и честно разобраться в историческом опыте прошлого. - Люди ищут для себя ответы на многие сложные и противоречивые вопросы современности.

Ну можно ли с этим не согласиться? За последние 10-15 лет хватило ведь на нашу голову всяческих парадоксов: от легковесных пересмешников до злобствующих мазохистов, начисто отвергающих заслуги советской исторической науки, попрекающих ее за идеологические перекосы в угоду конъюнктуре и вождям.

- Сейчас, - уточняет свою позицию Полина Федоровна, - когда на тебя смотрят сотни студенческих глаз, ребят, не терпящих ходульностей и трафаретов, нельзя жить старым багажом. Разумеется, избегая крайности: то - выбросить, а это - начисто пересмотреть... Как сказал давным-давно наш знаменитый коллега Николай Михайлович Карамзин: «История - не роман, а мир - не сад, где все должно быть приятно».

Общаясь со многими учеными университета в ходе подготовки Энциклопедического словаря Ставропольского края, знаю их мнение о том, как непродуктивна эскалация крайностей в оценке той или иной личности или события недавнего прошлого, как сложен отбор имен и фактов, если история проходит через душу и сердце каждого. Ведь человеку не дано выбирать время. Другое дело - быть достойным своего времени. Один древний мудрец считал: «Каждый выбирает для себя женщину, религию и свободу».

Полина Федоровна в ответ на это со свойственным ей чувством самоиронии подытожила:

- Надо только понимать, что есть женщины, которые лучше тебя. Это во многом облегчает жизнь. Хотя жизнь-то длиннее, чем надежда. Но - короче, чем любовь и память.

Вениамин ГОСДАНКЕР