00:00, 2 марта 2004 года

Будем платить за газ «по-новому»

- Рауль Туркбиевич, как известно, с октября прошлого года возглавляемая вами компания «Ставропольрегионгаз», которая в основном занималась сбытом газа юридическим лицам, взяла на себя функции и «розницы» и теперь принимает платежи от населения. С чем это связано?

- Это связано с появлением новых нормативных документов правительства РФ, а также постановлений федеральной и краевой энергетических комиссий. Суть дела вот в чем: каждая структура «Газпрома» должна заниматься своей работой – кто-то добычей газа, кто-то транспортировкой его по территории страны, газораспределительные организации (ГРО) – эксплуатацией сетей, а региональные компании по сбыту, в частности, «Ставропольрегионгаз» - продажей. Это четыре основные функции, на разделе которых давно, кстати, настаивало и руководство «Газпрома».

Но так уж традиционно сложилось, что ГРО – многочисленные гор- и райгазы, являющиеся подразделениями крайгаза, - помимо своей основной функции (эксплуатации сетей) занимались еще и реализацией газа населению, для чего были созданы абонентские отделы. И так по всей России. С первого октября 2003 г. в нашем крае ситуация изменилась: «Ставропольрегионгаз» взял на себя функции сбора оплаты за газ с граждан. На сегодняшний день мы создали 32 филиала, где работает около 1000 человек.

- Процесс передачи названных полномочий от ГРО к «Ставропольрегионгазу» идет болезненно?

- В достаточной мере, как и любое новшество, к тому же связанное, так скажем, с переориентацией денежных потоков. Ведь «Ставропольрегионгаз», как структура, уполномоченная «Газпромом» собирать средства от реализации «голубого топлива», в последние годы столкнулся с крайне сложэной ситуацией. Во-первых, многие ГРО не уделяли должного внимания заботе с населением и в результате имели постоянное падение собираемости платежей. Во-вторых, даже эти срежства поступали к «Ставропольрегионгазу» с большим опозданием, накапливались долги. Но мы не должны забывать, что недополученные деньги, «повисшие» долги – все это больно ударяет по газовой отрасли, влияет на объемы инвестиций, наконец, на зарплату людям, добывающим «голубое топливо» в суровых условиях. Ну и, в-третьих, за десятилетия существования абонентских отделов ГРО не была налажена система, позволяющая населению нормально, цивилизованно, без нервотрепки платить за газ. Об этом много раз писали и вы, журналисты: приходит человек заплатить за газ – он принес свои деньги! – и часами «душится» в очередях. Нельзя так издеваться над клиентом, потому что у него возникает естественное желание – повернуться и уйти. Многие так и поступали, и думаю, отчасти с этим связано накапливание долгов за населением.

- 32 филиала «Ставропольрегионгаза», принимающие оплату за газ с населения, как я понимаю, образованы не на пустом месте? Как решаются проблемы с персоналом, помещениями, оргтехникой?

- Все эти проблемы очень дорогостоящие и к тому же требующие серьезного внимания в части организации. Может быть, поэтому подавляющее большинство наших коллег – региональных компаний по сбыту газа – пошли по упрощенному пути, заключив агентские договоры на сбор оплаты с населения с предприятиями, обслуживающими газовые сети. Мы же решили взять эту работу на себя, и, кстати, большинство ГРО отнеслись с пониманием к переменам, предоставив филиалам «Ставропольрегионгаза» в аренду помещения бывших абонентских отделов, технику, даже мебель. Аналогичным образом решались и кадровые вопросы: большинство сотрудников упраздненных абонентских отделов, в т. ч. и начальников, перешли на работу в филиалы «Ставропольрегионгаза». В перспективе, конечно, нужно покупать собственные помещения, компьютеры, автомобили и т.д., потому что аренда всего этого – удовольствие недешевое, а подчас и зашкаливает за разумные пределы. Частично эти вопросы уже решаются…

- Но затраты эти окупаются? Что показал опыт первых месяцев работы?

- Мы проанализировали ситуацию и получили такую картину. Если взять сумму, собранную крайгазом через свой ГРО в январе за 100 процентов, то наши филиалы в январе 2004 года собрали на треть больше. Это существенная разница. (Тариф на газ на январь 2003 и 2004 гг. был одинаковым и повысился только в феврале этого года. – А.В.). Хотя недоброжелатели предрекали, что филиалы «Ставропольрегионгаза» не соберут и 30% от той суммы, что перечисляли ГРО. Они ошиблись.

Создавая новую структуру, мы отдавали себе отчет, что налаживание четкого механизма работы потребует продолжительного времени. Поэтому мы далеки от эйфории и прекрасно осознаем, что пока находимся на этапе переходного периода. Проблем много, и это ясно показало недавнее совещание начальников всех 32 филиалов «Ставропольрегионгаза». Где-то ощущается нехватка кадров, техники, где-то малоприспособленное помещение, не складывается контакт с властями, банками, почтой, где-то нужно решить вопрос доплаты за проезд контролеров в отдаленные населенные пункты. Я думаю, все эти и другие проблемы поэтапно будут решены положительно в течение 2004 года. Но радует то, что уже и сегодня есть позитивные результаты – в целом по краю собираемость платежей с населения за потребленный газ выросла, начали потихоньку уменьшаться долги прошлых лет.

- Рауль Туркбиевич, и все-таки главный вопрос, интересующий ставропольцев, - это очереди на расчетных участках. Пусть они существенно уменьшились после упразднения абонентских отделов ГРО и создания новых структур «Ставропольрегионгаза», но они есть.

- Очередь – это, конечно, плохо, пусть даже если у окошка оператора стоит десяток человек… Основные причины связаны во многом с переходным периодом и рядом объективных обстоятельств. Многие люди предпочитают платить за газ с начала года, причем сразу за несколько месяцев. С февраля, по решению региональной энергетической комиссии Ставропольского края, увеличился тариф и, чтобы сделать перерасчет или погасить долг, часто требуется присутствие абонента, причем с домовой книгой и абонентской книжкой. Может быть, в квартире за год уменьшилось число прописанных – зачем же тогда платить лишнее…

Многие абоненты уже заметили новую форму работы с ними: с января они получают платежные поручения об оплате за потребленный газ. Речь идет о сотнях тысяч лицевых счетов. (Только в Ставрополе – 110 тысяч абонентов).

Большая проблема связана еще и с тем «наследством», которое мы получили от абонентских отделов ГРО: нет единой базы данных по лицевым счетам граждан, на каждом участке она своя, часто устаревшая, и технически объединить фрагменты в одно целое невозможно. Вот почему, например, житель Промышленного района Ставрополя не может пока заплатить в расчетном участке, закрепленном за Ленинским районом.

К числу позитивных перемен, которых уже удалось достичь (и это способствовало заметному уменьшению очередей), можно отнести продленный рабочий день на участках – с 8 утра, теперь операторы трудятся и в субботу. Во всех расчетных участках для удобства абонентов вывешены распечатки о наличии долга.

Собственно, сегодня, если речь не идет о сверке данных, можно заплатить не только на расчетном участке, а воспользоваться услугами ближайшего отделения Сбербанка или почты, с которыми «Ставропольрегионгаз» заключил соответствующие договоры. Теперь во многих районах и городах абонентам частного сектора и с местным отоплением ежемесячно почтальонами доставляется квитанция об оплате, абонентам с центральным отоплением – раз в полгода. И, кстати, эта схема работы уже дает свои плоды: сегодня 40% населения платит за газ в расчетном участке, 40% - на почте, 20% - через банк. В ближайшем будущем мы собираемся организовать телефонные уведомления граждан о произведенных платежах, суммах задолженности и сроках уплаты.

Все это, конечно, будет способствовать улучшению обслуживания граждан.