00:00, 20 февраля 2004 года

Отец и сын: два взгляда

- Эта выставка проходит в рамках нашей программы «Художники региона Юга России», - рассказывает заместитель директора музея, куратор выставки Ольга Бендюк. - Любопытна она, прежде всего своим колоритом, ибо дает возможность увидеть «национальное лицо» изобразительного искусства Кабардино-Балкарии».

Традиционно на Кавказе, как известно, развивались в основном прикладные ремесла. Живопись, изобразительное искусство были абсолютно не развиты вплоть до конца XIX века. Только на рубеже веков изобразительная культура, связанная с традициями русской и европейской живописных школ, начинает проникать на Кавказ. В двадцатом веке появляются первые профессиональные живописцы в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии.

Муаед Аксиров из числа первых профессиональных живописцев республики. В своем творчестве он разрабатывает тему родины как сферы бытия человека. Поэтому картины Муаеда Алиевича наполнены светлым, поэтичным отношением к природе и людям. Пейзажи «Зима», «Утро в Балкарии», «Перегон», «Мертвый аул» рассказывают о красоте гор над родным селением Псычансу, о простом быте народа Кабарды. Манера художника - не заимствованная, не надуманная, а раскованная и эмоциональная. В его картинах много света. Свет, по сути, почти равен цвету. Но в то же время его обилие не вызывает ощущения легковесности, прозрачности. Наоборот - работы исполнены какой-то светлой грусти и мудрости. Особенно это чувствуется в автопортрете художника.

В отличие от отца, Михаил Аксиров - художник города, урбанист. Для него также характерная яркая эмоциональная манера письма, близкая импрессионистической. Михаил стремится запечатлеть, по его собственному выражению, «красоту малого доступного нам мира». Его «Блики осени», «Призраки зимы», «Во времени», «Сумерки», «Саксофонист» - насыщены яркими, броскими образами и напоминают цветные сны. Гамма его полотен постоянно меняется - от светлых, перламутровых тонов до ярко красных. Это придает картинам особую экспрессию. Из всех работ наибольшее впечатление на меня произвел портрет дочери художника - Тамары: так тонко передано настроение девочки, оттенки ее эмоционального состояния.

Разумеется, на выставке представлена только часть работ отца и сына Аксировых. Остальные находятся в фондах художественных музеев Нальчика, а также в частных собраниях в России и за рубежом. Но даже в этой небольшой экспозиции ставропольских ценителей ждет немало интересных свежих впечатлений.

Роман ЛАВРУХИН