00:00, 14 февраля 2004 года

Чем живет Европа?

О терроризме

Известно, что в 12 универсальных антитеррористических конвенциях ООН содержится только основной смысл понятия «терроризм», а общепринятого определения этого термина в формате международного права до сих пор не существует. Причины отсутствия универсального определения термина «международный терроризм» являются, по мнению сенатора, не столько правовыми, сколько глубинными социально-экономическими и политическими. Террористические проявления менее вероятны в справедливо устроенном мире. Наиболее сложной является проблема определения различий между международным терроризмом и методами борьбы народов за свое национальное освобождение.

Например, вряд ли кто будет отрицать, что любые методы, служащие защите суверенитета государства, являются законными и не должны рассматриваться как террористические. И тем не менее, пока мы не добьемся такого понимания в реальной жизни, мы будем поощрять террористов, преследующих не великие, а гнусные цели. Конечно, при этом надо определить, кто вправе решать, какие цели преследуются в каждом конкретном случае: террористические – в личных или узко-групповых интересах, или же национально-освободительные – в общенародных и государственных. Как подчеркнул А. Коробейников, ООН должна четко провести водораздел по данному поводу в своих официальных документах.

Необходимо согласование проекта не столько европейской, сколько мировой всеобъемлющей конвенции по терроризму. Если такая конвенция изначально будет разрабатываться с активным участием Европы, она все-таки не должна быть чисто европейской, т.к. нет какого-то континентального терроризма, он, к сожалению, общемировой.

По мнению сенатора, терроризм – это форма политического, а также социально-экономического или религиозно-идеологического насилия для осуществления конкретных целей. Планирование и организация деяний, достижимых на основе нарушения личной, общественной, государственной и международной безопасности с применением вооруженных методов, противоречат нормам международного права и внутреннего законодательства государств.

О ситуации в Косово

А. Коробейников также прокомментировал третий ежегодный доклад о деятельности комиссара Совета Европы по правам человека.

Сегодня много говорят о возможностях комиссара Совета Европы по правам человека, подчеркнул сенатор. Действительно, они не безграничны. Но есть в Европе настолько болезненные точки, что чрезмерность внимания к ним комиссара не подлежит ни малейшему сомнению. В этой связи он заострил внимание уважаемой ассамблеи на проблеме защиты сербских религиозных святынь и культурного наследия в Косово. Там ситуация складывается катастрофическая. С июня 1995 года по настоящее время в Косово было разрушено или серьезно повреждено 117 православных монастырей, церквей и других объектов культуры. Многие из них находились под охраной ЮНЕСКО. Ни военное, ни гражданское международное присутствие не в состоянии прекратить планомерное уничтожение сербских культурных ценностей в Косово.

Бедственное состояние дел в области культуры – лишь надводная часть айсберга в списке проблем, с которыми ежедневно сталкивается неалбанское население Косово. С прибытием в Косово сил НАТО и администрации ООН ситуация неуклонно ухудшается: сербы разоружены, албанцы фактически узаконили свои вооруженные формирования. В результате в отношении сербов этого края не соблюдаются элементарные требования по обеспечению безопасности личности и имущества, свободы передвижения и осуществления религиозных обрядов.

На этом фоне как-то странно звучат заявления представителей международных миссий в крае и ряда европейских государств о том, что ситуация с безопасностью в Косово постепенно улучшается, считает сенатор. Это не соответствует действительности. Все разговоры о построении в Косово демократического общества не имеют под собой оснований.

Блокировано сколько-нибудь заметное возвращение в Косово более чем 200 тысяч беженцев и перемещенных лиц. Незначительная часть неалбанцев, вновь прибывших в край, сказывается в анклавах, «гетто», границы которых опасно переступать, а подавляющая часть Косово фактически превращена в этнически чистую моноалбанскую территорию.

Очевидно, что для претворения здесь в жизнь общепризнанных демократических норм в области защиты прав человека настоятельно необходимы скоординированные международные действия.

О суде по правам человека

На зимней сессии ПАСЕ затрагивалась тема совершенствования деятельности Европейского суда по правам человека.

А. Коробейников вынужден был поднять тему эффективности работы Европейского суда по правам человека в связи с одним частным поводом. Известный в России юрист В. Красюков направил в адрес председателя Европейского суда по правам человека г-на Л. Вильдхабера, а также руководства ЕС и ПАСЕ заявление о нарушении Европейским судом по правам человека Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Поводом для такого заявления послужило дело граждан России, 75-летних пенсионеров Рыжовых, которым крупнейшая в РФ государственная страховая компания «Росгосстрах» необоснованно отказала в возврате вклада по договору страхования. Российские суды, вплоть до Верховного суда, увели от ответственности эту компанию, что и послужило основанием для обращения в Европейский суд.

Пример вроде бы частный, но от невозврата вкладов этой компанией пострадали тысячи человек. Европейский суд мог бы защитить имущественные права многих граждан России, а вместо этого он спустя два с половиной года признав жалобу Рыжовых неприемлемой, не отреагировал на нарушения процессуальных норм, допущенные российскими судами.

5 мая 1998 года Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека. С тех пор в Европейский суд по правам человека поступило более 12 тысяч жалоб граждан России. А решение вынесено лишь по 3 жалобам.

О миграционных процессах

Известно, что больше всего мигрантов проживает в Европе. Что же касается миграционных потоков в моей стране, отметил сенатор, то они далеко не оптимальны. К примеру, на перенаселенный Юг России ежегодно прибывает до 50 тысяч мигрантов, хотя они полезнее были бы в зауральской части страны, население которой стремительно уменьшается. Здесь проживают лишь 28 млн. человек, тогда как численность жителей граничащих с Россией северо-восточных провинций Китая достигла 300 млн. человек.

Если не обращать внимания на некоторые переселенческие тенденции в мире, то уже через

15-20 лет произойдет преимущественная исламизация населения на Юге России и на Балканах, а также значительная китаизация за российским Уралом.

Президент РФ В. Путин не раз говорил о перспективе перехода граждан России на безвизовый режим поездок в страны ЕС. И задача эта не столь уж нереальная. Из 45 стран Шенгенской зоны многие в криминальном отношении не благополучнее России.

О расширении ЕС

Как бы ни расширялся Европейский союз, без России он вряд ли когда-нибудь станет самодостаточным в экономическом отношении, полагает А. Коробейников. Но поспешное расширение ЕС за счет стран Восточной Европы и Балтии снизит конкурентоспособность европейской экономики на мировых рынках и все-таки приведет к «двухъярусной» Европе. Например, западные и восточные немцы до сих пор не во всем довольны результатами своего объединения. Поэтому, считает сенатор, надо все сделать для реального объединения возможностей европейской технологической культуры с природными и духовно-интеллектуальными супервозможностями России. На этом пути можно быстрее добиться экономического равновесия европейского континента с американским и юго-восточным регионами.

К сожалению, несмотря на множество деклараций, дружеских встреч лидеров стран «без галстуков», объемы прямых инвестиций ведущих европейских государств в реальный сектор российской экономики все еще ничтожны. Не наращивание торговли с Россией, чего желает большинство европейских стран, а смещение акцентов от торговли к инвестиционной деятельности, к работе в России на основе концессионных форм хозяйствования обеспечит устойчивое экономическое развитие Большой Европы. Пропаганда того, что можно с успехом делать иностранцам в России, – не менее важное направление сотрудничества.

Иван ЗУБЕНКО