00:00, 10 февраля 2004 года

«Самолет смерти» остался загадкой

У прокуратуры своя версия случившегося, доказать которую в судебном заседании она не смогла. Равно как и опровергнуть доводы защиты. Начнем с первой версии. На бумаге продление межремонтного летного ресурса Ан-24 состоялось, а реально техническое состояние воздушной машины не проверили. В результате в воздухе на высоте 6 тысяч метров из-за лавинообразного соединения трещин на корпусе самолет развалился. Почему это случилось не на взлете, не при наборе высоты, когда нагрузка максимальна, а гораздо позже, когда самолет лег на прямой курс? На этот вопрос экспертиза не смогла дать четкого ответа.

Приближаясь к Черкесску, летчики запросили у диспетчера разрешение на спрямление маршрута. Так уже делалось, однако на этот раз последовал запрет в связи с тем, что воздушное пространство было занято. На подлете к столице Карачаево-Черкесии что-то случилось с экипажем. Подтверждением является тот факт, что останки летчиков после падения Ан-24 практически не обнаружены. А вот тело бортмеханика нашли в салоне. Возможно, он вышел из кабины, чтобы предупредить пассажиров о некой грозящей опасности. Видимо, именно по этой причине на месте катастрофы многих обнаружили пристегнутыми к креслам. Не исключено, что некоторое время самолет просто «болтался без руля и ветрил» в воздухе, и в это время как раз там, где тонко, и порвалось – произошел разлом.

Летали ли в районе авиакатастрофы военные самолеты? Чтобы это выяснить, сделали запрос военным, которые ответили отрицательно. Соответствующую документацию на этот счет, в том числе средства объективного контроля военной авиации, не проверили. И это не единственный вопрос, повисший в воздухе. Медики также не дали исчерпывающего ответа, от чего же наступила смерть авиапассажиров, поскольку задача перед ними была очень «узко» поставлена. Не исследованы даже мышечные ткани и внутренние органы погибших. (Если имел место взрыв, в легких могли быть продукты горения и т.д.). Эксперт-взрывотехник только на суде узнал, что на борту был пожар. Кроме того, он исследовал обломки самолета только на наличие тротила, но ведь могли быть взрывчатые вещества другого класса. После такого рода «открытий» он сам дал оценку своему заключению, то есть просил присяжных на него не ориентироваться.

Представители защиты считают, что экипаж не могла вывести из строя простая разгерметизация самолета. Даже нетренированный человек может при таких обстоятельствах дышать еще 5 минут, то есть летчики в этом случае успели бы сообщить диспетчеру о проблемах на борту. Видимо, произошло нечто, что не позволило экипажу предпринять контрмеры. Что именно? На этот вопрос защита не ответила. Хотя, как пояснила в перерыве судебного заседания адвокат одного из подсудимых Татьяна Зарудняк, есть еще и свидетельства диспетчеров, видевших на экране некое свечение вблизи идущего по курсу Ан-24. Поисковые системы слежения у гражданской и военной авиации разные, поэтому на вопрос, что это могло быть, тоже нет четкого ответа. Одни предположения. Так что у ряда тех, кто наблюдал за процессом, есть мнение: если бы причины случившегося были исследованы более полно, возможно, задачка была бы решена.

К каким выводам при таком раскладе могли прийти присяжные? На вопрос: «Доказана ли вина подсудимых?», - они ответили отрицательно. Техникам авиакомпании предъявлялось обвинение в том, что катастрофа произошла в результате нарушения условий эксплуатации воздушного судна. Однако на суде так и не доказано, что трагедия случилась именно по этой причине. В обязанности подсудимых входил лишь визуальный осмотр самолета, а не вскрытие обшивки и исследование деталей. В результате в приговоре суда значится: «оправдать подсудимых за недоказанностью причастности к совершению преступления».

Потерпевших в зале суда было немного, всего несколько человек. Приговор родственники погибших встретили вначале полной тишиной. А через несколько минут эмоции перехлестнули через край. Родные не могут смириться с тем, что 50 человек погибли, но за это никто не ответил. Считают, что вместе с шестью техниками на скамье подсудимых должны были находиться бывший генеральный директор СААК Г. Русских и ряд его заместителей, но «наземные» лица по делу о «самолете смерти» не проходили...