00:00, 7 февраля 2004 года

Призвать нельзя помиловать

Альтернативная гражданская сказка

У самого синего моря жили-были Старик со Старухой. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Однажды старый, как ему и положено, идет с неводом к морю, трижды закидывает его в воду и наконец вытаскивает Золотую Рыбку… Нет, это не совсем та сказка, известная всем с детства, а новая «альтернативно-гражданская», созданная пермским правозащитником Романом Марановым. Отталкиваясь от классических сказочных сюжетов и персонажей, он помещает их в современную реальность, со всеми ее проблемами, а потом воплощает в мультики.

…Но Старуха не накидывается на Старика с упреками за то, что тот рыбку отпустил. Потому что появляется в их разваливающейся хибаре молодой человек, направленный для прохождения альтернативной гражданской службы в сферу социального обслуживания населения. Он колет дрова, растапливает печь. Затем, судя по всему, и корыто новое для Старухи выдолбит, и покосившуюся хату отремонтирует…

Все мультики Романа Маранова посвящены вот уже больше месяца действующему в стране федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе» (АГС). Главный герой - юноша, желающий реализовать обретенное право самостоятельно решать, где и каким образом служить Родине.

Но не только о красивой перспективе помогать нуждающимся и параллельно проходить службу рассказывает автор «альтернативных» мультиков. О том, как в действительности сложно добиться права на АГС, рассказывает другая его сказка с героями уже ну совсем современными.

Итак, за столом сидят хохочущие до слез члены призывной комиссии. Их рассмешило заявление юноши о желании проходить АГС в связи с соответствующими убеждениями. Но комиссия не понимает, что за такие убеждения, и, насмеявшись, отправляет претендента на АГС для выяснения их наличия к нейрохирургу. Следующая картинка – лежащий на операционном столе «альтернативщик» со вскрытым черепом. А рядом хирург со скальпелем в руках, уверенно заявляющий: «Убеждений, не совместимых с военной службой, не обнаружено».

Это, пожалуй, самый злой мультик из серии «Альтернативная гражданская сказка», где проблема заострена до гротеска. Цель же – показать призывникам и их родителям, что за Чудо-Юдо такое этот новый закон.

«Чудо-Юдо» в законе

История о замене военной службы не нова. С 60-х годов прошлого столетия отказ служить в войсках по убеждениям (как религиозным, так и убеждениям совести, не связанным с религией) стал распространяться по всему миру. В России о замене военной службы на АГС всерьез заговорили лишь в конце 80-х.

А в 1990-м в Верховном Совете СССР создается комиссия по подготовке законопроекта об альтернативной службе. Однако закончить работу она не успела. Позже была создана аналогичная комиссия в Верховном Совете РСФСР, но октябрьские события 1993 года прервали ее работу. Затем почти ежегодно в Государственной Думе проект закона обсуждался, но по разным причинам не проходил второе чтение.

Против принятия закона всегда выступали Министерство обороны и генеральский корпус в Думе, считая его либо несвоевременным, либо слишком мягким. Военные убеждены, что закон повлечет массовый отказ от военной службы, прогнозируются цифры - 150 тысяч отказников ежегодно, т.е. треть всех призывников. Кроме того, проблема заключается и в сложившемся стереотипе вокруг понятия «патриотизм». Считается, что патриотом своей страны может быть лишь тот, кто с оружием в руках проходит военную службу, а все так называемые альтернативщики - растлевшие под влиянием Запада предатели национальных интересов. (Что является более патриотичным? Убивать мирных жителей в Чечне или ухаживать за больными и престарелыми, охранять леса от пожара? – в ответ задают вопросы правозащитники). Кстати, право замены службы на АГС закреплено Конституцией. Но только в прошлом году оно обрело форму федерального закона «Об альтернативной гражданской службе».

Итак, что же такое АГС? «Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву» - говорится в законе. Замена позволяется молодым людям в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также если «он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами».

На АГС направляются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе и имеют право на замену – подали заявление о собственном желании проходить АГС и получили на то добро призывной комиссии.

Проходить АГС предусмотрено в организациях, подведомственных федеральным органам и органам субъектов РФ исполнительной власти и в качестве гражданского персонала в российских Вооруженных силах. Как правило, за пределами места жительства. Но при невозможности направления «альтернативщика» в другой регион закон разрешает оставлять его на малой родине. При выборе поля деятельности молодого человека должны учитываться образование, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение. Срок альтернативной службы засчитывается в трудовой стаж. За это время должна выплачиваться зарплата, предоставляться жилье. Кстати, как последнее будет осуществляться на практике, не понятно. Здравый смысл подсказывает, что большинство организаций типа поселковых больниц или домов для престарелых не располагают собственным жилищным фондом даже в виде комнат в общежитии. В законе также сказано, что жилье «альтернативщиков», которым досталось проходить службу в рядах Вооруженных сил РФ, обязано быть раздельным с остальными военнослужащими. Значит, для них специально нужно строить казармы или снимать комнаты?!

Сроки АГС в 1,75 раза превышают традиционный – 42 месяца. Для специалистов с вузовскими дипломами – 21 месяц. Если АГС придется проходить в военной структуре, тогда ее срок укорачивается до 36 и соответственно 18 месяцев.

Предупреждать военкомат о своем желании проходить АГС необходимо за полгода до призыва (то есть до 1 апреля и до 1 октября). Для этого подается заявление, в котором следует обосновать, почему несение военной службы противоречит собственным убеждениям или вероисповеданию. То есть указать причины и обстоятельства, побудившие ходатайствовать о подобном выборе. К заявлению нужно приложить автобиографию, характеристику с места работы или учебы и другие документы, доказывающие наличие убеждений. Желательно также назвать лиц, согласных засвидетельствовать достоверность этих самых убеждений или веры.

Затем это заявление рассматривается на заседании призывной комиссии. Кстати, по закону, - только в присутствии заявителя. Обманул или не смог доказать – иди служить на общих основаниях. Заключение комиссии можно обжаловать в суде.

Между прочим, с АГС могут еще и уволить. И не только в том случае, если служба подошла к концу. Причин может быть несколько: молодого человека признает негодным к службе военно-врачебная комиссия, приговором суда лишат свободы или… выберут депутатом!

Один на тысячу

Несмотря на всю новизну закона об АГС, на Ставрополье уже нашлись юноши, выбравшие «альтернативный» путь. В частности, в военном комиссариате Ленинского района краевого центра из трех тысяч состоящих на воинском учете отказались нести воинскую службу трое. Андрей М., Григорий Х. и Руслан С. - люди верующие, относят себя к сторонникам Свидетелей Иеговы. Призвать их должны были еще несколько лет назад, но решение оттягивалось из-за упорного нежелания парней служить по причине «религиозного убеждения». Теперь же, когда принят закон, уклониться им не удастся.

- Я не знаю, что это за закон такой, - говорит в разговоре Руслан, - но служить все равно не хочу.

Хотя на данный момент он и его соратники имеют все шансы не просто попасть в армию, но еще и служить с оружием в руках (как бы это ни противоречило их религии). Потому что из-за незнания закона никто из трех парней заявление в военкомат до сих пор не подал. А, значит, меньше чем через два месяца уже ни один суд не сможет оградить ребят от службы на общих основаниях.

Владимиру Щеглову восемнадцать лет исполнится в сентябре. Он учится в колледже и на год имеет отсрочку от армии. Но уже сегодня он и его родные серьезно задумываются о том, какой вид службы выбрать. Бурные дискуссии в их семье обычно перерождаются в спор, потому что сам Владимир хочет пройти военную службу, а вот его мама, Марина Иосифовна, наверное, как тысячи других российских матерей, мнения прямо противоположного.

- Я не против службы в армии, - рассуждает она. – Но в тот бардак, который сегодня там царит, отпускать сына просто боюсь. Дедовщина процветает, ребят голодом морят. Многие старшие друзья Владимира сейчас служат в армии, приходят домой в отпуск худющие, больные и такие ужасы рассказывают! Сначала мы с интересом ждали закон об альтернативной гражданской службе, но, когда узнали подробности, разочаровались. О какой альтернативе может идти речь?! Попробуй убеди в том, что ты имеешь собственные убеждения. Например, мой сын часто ходит в церковь, но как это доказать? А вот всяким сектантам сделать это легче легкого. Ну а убедишь, все равно пошлют служить при военных частях! И как тогда избавиться от дедовщины? Да там таких ребят вообще за людей считать не будут! И от издевательств со стороны «правильных» военно-служащих их никто не защитит.

За Родину со шваброй в руках

Еще в начале декабря прошлого года министр труда РФ Александр Починок объявил, что для будущих альтернативщиков различными министерствами и ведомствами уже приготовлено 40 тысяч рабочих мест. Это младший медперсонал по уходу за тяжелобольными, уборщики, лесники, слесари-электрики, подсобные рабочие, маляры, сотрудники пожарных частей, а также наблюдатели метеостанций, включая расположенные в труднодоступных местах.

Что касается ситуации в нашем крае, то, по предварительным данным, на следующие два призыва (осенний и весенний) Ставрополье готово обеспечить рабочими местами 351 «альтернативщика», а вот встретить всего пятерых. Именно столько мест в общежитиях могут предоставить организации, согласившиеся взять на работу молодых людей. По данным начальника отдела министерства труда и социальной защиты населения края Анастасии Жуковой, на Ставрополье таких организаций 28. Необходимы санитары, сельские учителя, водители... Зарплаты маленькие – в среднем, 800-1400 рублей. А работа такая, например, в Геронтологическом центре, что и не каждый согласится ее выполнять. Основная проблема, конечно же, в жилье и деньгах. Ведь, по закону, организация юношам должна предоставлять общежитие, находящееся за ее пределами, а также оплачивать отпуск и проезд домой (представьте, во сколько это обойдется, если агээсник живет где-нибудь на Дальнем Востоке!), а вот питаться молодой человек должен самостоятельно – и это на малюсенькую зарплату!

Вот такой безальтернативный закон об «Альтернативной гражданской службе» нам предоставило государство. Так что будущим агээсникам необходимо не просто иметь в виду предстоящий полуголодный образ жизни, но и с детства запасаться справками и свидетельствованиями о том, что они являются прирожденными пацифистами. И не забыть про примерное поведение в школе и на работе, ради хороших характеристик. И вообще, судя по заявлению начальника направления призыва Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-майора Виктора Кожушко, сделанного еще в июле, призыв граждан на альтернативную военную службу будет идти по спущенной сверху разнарядке. И первый такой призыв, намеченный на осень 2004 года, не выйдет за рамки трех-пяти тысяч человек. А, значит, как мне кажется, призывные комиссии из военкоматов, на плечи которых ляжет нелегкое бремя отделения настоящих пацифистов от ненастоящих, будут подходить к делу формально, больше ориентируясь на цифровые показатели, чем на «убеждения и вероисповедание» молодых людей.