00:00, 5 февраля 2004 года

Кто в классе хозяин?

За исключением одного случая. Конфликт был такой, что дочь однажды сказала: «Вот стоим мы под дверью класса, ждем Нину Федоровну. И я понимаю, что это нехорошо, но сама думаю: хоть бы урока не было, хоть бы она ногу сломала!..» Нина Федоровна (имя-отчество, понятно, изменены) предмет знала прекрасно, но детей не понимала совершенно, часто унижала, они ее в ответ ненавидели и после выпускного вечера многие демонстративно не здоровались…

Вообще эта тема – взаимоотношения в треугольнике «учитель – родитель – ребенок» - очень непростая. О некоторых ее аспектах сегодня на страницах «СП» рассказывает Надежда МИТРЯШКИНА, руководитель секции по работе с детьми и подростками Ставропольской ассоциации развития психоанализа и психотерапии, в прошлом школьный психолог.

- Надежда Валерьевна, как известно, когда ребенок идет в школу, меняется и его жизнь, и жизнь семьи. Обычно родители ощущают это на бытовом уровне: нужно взять в сентябре отпуск, чтоб хотя бы месяц посидеть с первоклассником дома, нужно забирать ребенка из школы, нужно проследить, как он делает уроки… Но ведь на самом деле перемены куда глубже.

- Это действительно так. У ребенка в это время появляются первые социальные обязанности. Он должен ходить в школу, учить уроки, взаимодействовать с другими людьми, выполнять требования социума. Он перестает быть просто ребенком, а становится членом общества. Это очень важно. От школьного опыта зависит то, как потом взрослый человек будет вписываться в социальную среду. И здесь в жизни семьи появляется еще одно важное действующее лицо – учитель. Взрослые должны найти между собой общий язык. Если родители и учитель не ладят, то главной жертвой все равно оказывается ребенок, это формирует в нем внутренний конфликт. Выпускник заканчивает школу и не может потом устроиться ни на одну работу. Или даже после окончания вуза ни на одной работе не способен удержаться. А все дело в том, что у него был первый негативный опыт соприкосновения со своим местом в социуме, каким для него являлась школа.

- Каковы же наиболее частые конфликты между родителем и учителем?

- Один из самых распространенных, он всем хорошо известен, это когда у родителей позиция по отношению к школе: мы его вам привели, вы с ним и занимайтесь. А у учителей: вы его плохо воспитали, вы с ним и разбирайтесь.

- Ну, в принципе, обе стороны имеют на это право…

- Это только на первый взгляд. Конечно же, семья должна воспитывать, а учитель – учить. Но научить ребенка чему-либо, не испытывая к нему эмпатии (сопереживания), невозможно. Хороший педагог, и таких я знаю немало, обычно видит, что ученик пришел заторможенный, чем-то расстроенный, «не в себе». Особенно если это младшеклассник. Иногда достаточно просто подойти к нему, дотронуться до плеча, спросить, в чем дело, чтобы снять напряжение. Опытный педагог чувствует, например, что для кого-то пятерка – дело обычное, а для другого и тройка за контрольную – повод для похвалы. Обучая, учитель так или иначе участвует в воспитании. И он должен это понимать. Другое дело, что главная-то его задача – все же обучение. Требовать от него невозможного, чтобы он в школе «замещал» собой родителя, никто не вправе. Хочется предостеречь от этого и учителей. В случае, когда они берут на себя присущие семье обязанности, эмоционально они раньше сгорают, а тогда что же достанется другим их ученикам через десять лет?

Должна отдавать себе в этом отчет и семья школьника. Очень часто родители не понимают, что плохая успеваемость или плохое поведение их ребенка в школе - это следствие того, что они не- додали ему дома. Это их собственные проблемы.

- Можно об этом подробнее?

- Обучение в школе по российской традиции всегда начиналось с семи лет. Общество интуитивно чувствует тот возраст, когда основные этапы формирования характера ребенка в семье завершены. К семи-восьми годам у него должны быть удовлетворены все базовые психологические потребности: в безопасности, в любви близких, в принятии родителями его как личности со всеми успехами и неуспехами. Только тогда он нормально вписывается в школьную среду и справляется с новыми обязанностями. Если же этого нет, то «заштопать дырки» семейного воспитания учителю практически невозможно. Здесь уже нужна помощь специалиста-психолога. Приведу пример из своей практики. Разъяренная мама третьеклассника приходит в школу и жалуется на учительницу за то, что она выгнала мальчика с урока во время диктанта. Аргумент педагога, что школьник отвлекал других детей, дрался, мешал им писать, она адресует самой учительнице: вы не справляетесь с дисциплиной на уроке. За всеми ее гневными тирадами явно слышится: как вы смели моего ребенка выгнать! Но есть что-то в мальчике, отчего он постоянно дерется, ведет себя агрессивно, и это, скорее всего, проблемы семьи, которые неплохо бы понять. Мать не хочет делать этого по одной простой причине: боится почувствовать себя «плохой» родительницей. Выражаясь языком психолога, перед нами «нарциссическая» личность, которая не может видеть себя не идеальной. Вот в чем истинная суть ее претензий к учительнице. И, возможно, проблем сына. Если в этом вовремя не разобраться, ребенок может пострадать очень сильно.

- Но ведь для того как раз и работает сейчас почти в каждой школе психолог.

- Честно говоря, мне их жаль. В городской школе в среднем тысяча-полторы учеников и около ста педагогов. Психолог должен заниматься психодиагностикой детей, микроклиматом в педагогическом коллективе, на нем лежит еще ряд других обязанностей. Много ли времени остается собственно на оказание психологической помощи? И образование у него, даже если закончен университет, в основном теоретическое. Психолога-практика нужно готовить иначе, это давно поняли на Западе. Там и учителя получают специальную психоаналитическую подготовку. Ведь и учитель мог бы повести себя по-другому, чем просто выгнать ученика с урока. Кстати сказать, пользуясь случаем, приглашаю школьных психологов и психологов из других сфер, работающих с детьми, в нашу секцию Ставропольской ассоциации развития психоанализа и психотерапии. Мы готовы оказывать этим специалистам необходимую помощь в работе и обучении.

- Часто ли, по вашему опыту практикующего детского психолога, родители обращаются к специалисту в подобных ситуациях?

- Если подсчитать всех вообще, кто в Ставрополе обращается к психологам, то это примерно два процента от населения города. Какую-то часть из них составляют родители с детьми.

- Но ведь у педагогов тоже могут быть проблемы? Те же неудовлетворенное самолюбие, отсутствие поддержки администрацией, профессиональная неуверенность и так далее.

- Безусловно. Учителю тоже нужна психологическая поддержка. Он тоже не идеален, и хорошо бы ему это понимать. К сожалению, приходится констатировать, что психологическая культура общества вообще у нас пока довольно низкая.

- Как же все-таки учителю и родителю договариваться?

- Прежде всего помнить, что от их конфликтов страдает ребенок. А он в любом случае гораздо уязвимее взрослых людей. У нас, к сожалению, вообще не принято договариваться в школе о чем-либо. Приводя первоклассника к учителю, родители имеют право попросить, разумеется, в рамках его профессиональных обязанностей, обратить внимание на особенности личности ребенка. Например, он медлителен, и ему лучше продиктовать задание еще раз. Или он начинает заниматься делом, только когда на него отдельно обратят внимание. Учитель, у которого в классе 20-25 детей, не в состоянии выполнить все ожидания семьи, но какие-то – сможет, если не будет считать, что родители вторгаются в его компетенцию. У школы и семьи общая цель – благополучное развитие личности ребенка. Это гораздо важнее амбиций взрослых.