00:00, 31 января 2004 года

Пятьсот настроений Валентины Диановой

Еще больше удивилась соседка: что ж это за песня такая - со слезами на глазах… А песня оказалась незатейливая, просто были в ней слова: «Ты пойми это раньше, пока мама жива», которые очень растрогали певицу.

С нервами у нее все в порядке, просто такой она эмоциональный человек и ко всему привыкла относиться серьезно, тем более к песне. Росла Валентина в дружной и певучей семье. Отец баянистом был, мама пела и играла на гитаре. По праздникам собирались в их доме многочисленные родственники из Калмыкии, Астрахани, Риги, приходили соседи, и песням не было конца. Обычно пели под баян, гармошку, а в походных условиях, случалось, вместо инструмента использовали деревянные ложки, кастрюли, тазы.

Потом Валя пошла в школу. Наверное, еще и буквы-то не все выучила, а уже записалась в самодеятельность: пела в хоре, танцевала. Школу закончила, стала работать массовиком-инструктором в районном Доме культуры. Их агитбригада часто выезжала к труженикам колхозов прямо в поле или на животноводческие стоянки. Директором тогда был Григорий Захарович Жежеря – личность неординарная, человек неугомонный, энергичный, талантливый, известный в округе как «дивенский Шаляпин». Однажды они вместе с Валентиной спели частушки на местные темы. Номер приняли «на ура». Это, пожалуй, был первый шаг к ее сольной карьере.

Мечтала поступить в институт культуры, но в семье отговорили, мол, это занятие несерьезное - так, для души. Вот строительное образование – совсем другое дело. И стала она вместо артистки строителем. Работала в архитектурном отделе Апанасенковского райисполкома, однако все равно продолжала петь.

Муж Анатолий всегда с пониманием относился к увлечению жены. Он и залюбовался-то ею впервые, когда увидел на сцене. Дети маленькие были – нередко оставался с ними, когда жена уходила на репетиции. И сейчас Анатолий – главный зритель всех ее выступлений.

Валентина Васильевна благодарна за долготерпение не только мужу. Не секрет ведь, что не каждому начальнику по душе вечные отпрашивания с работы, которых самодеятельным артистам ну никак не избежать. Наверное, ей просто всегда везло с начальством. В противном случае жизнь была бы значительно осложнена, ведь без песни она как без воздуха. Сейчас у нее очень ответственная должность – землеустроитель Дивенской сельской администрации. О, сколько сил и энергии, опыта и такта требуется для общения с людьми, но все у нее ладится. Хотя иной раз приходится нелегко, да и дома забот не убавляется. Певица признается, что есть у нее один секрет: когда ей плохо, она поет, а когда хорошо – тоже поет. Просто песни эти разные, и для каждой есть свое настроение…

Самое первое свое сольное выступление помнит она, словно было это вчера, хотя прошло уже 25 лет. Перед выходом на сцену ее вдруг охватил страх: руки, ноги не слушаются, кажется, что пол зашатался… Но первые аккорды – и волнение пропало неизвестно куда. Зал замер, слушая ее «Утушку луговую». Наградой за те переживания, что охватили Валентину перед концертом, были аплодисменты зрителей. Она чуть не плакала от счастья.

За четверть века в ее исполнении прозвучали сотни песен из репертуара Лидии Руслановой, Надежды Кадышевой, Валентины Толкуновой, Софии Ротару, Аллы Пугачевой. Не любит и не берет Дианова в свой репертуар песни однодневки, где нет ни настоящей музыки, ни смысла. Валентина считает, что каждая песня должна задевать самые тонкие струны человеческой души, заставлять плакать или смеяться, мечтать или грустить. Теперь, наверное, понятно, что поклонники ее мастерства обожают артистку именно за такое серьезное отношение к своему увлечению.

Кстати, Валентина Дианова не только солистка, но и участница трех народных самодеятельных коллективов: песенно-хорового ансамбля «Лучинушка», ансамбля «Раздолье» и ансамбля песни «Кружевница». Часто выступления артистов сопровождаются демонстрацией старинных обрядов.

У Валентины Васильевны много наград за победы в различных конкурсах районного и краевого масштабов. Сохранились, конечно, не все – были переезды, росли дети, учились рисовать или пользоваться ножницами… Но и оставшихся в «живых» - прилично: одних почетных грамот более 30. А сколько раз в качестве поощрения ей вручали отрезы на платье! Потому-то у нее так много сценических костюмов. Попробовали мы и песни Валины подсчитать, что со сцены звучали за эти годы. Они все у нее в блокнотах да общих тетрадях записаны. Тоже оказалось прилично – около 500.

Любовью к песне «заразились» и внуки. Они живут в селе Тугулук Грачевского района. Восьмилетняя Юлечка уже поет со школьной сцены, знает все бабушкины песни, случается, даже подсказывает слова. А Сашенька, которому всего три года, тоже берет в руки микрофон, поет и танцует в такт музыке. Хотя, если честно, иные слова без переводчика и не разберешь. Но это дело времени. Кстати, все зимние каникулы они провели в Дивном, у бабушки Вали и дедушки Толи. Юля вместе со своей подружкой Лерой Кандзюба целыми днями ставили в квартире Диановых пьески, которые сами же и сочиняли. Соорудили даже подмостки, шили костюмы. Все праздники в доме царил дух творчества и вдохновения. Потому и Валентине Васильевне, и девчонкам так хотелось, чтобы эти каникулы длились вечно…

Вера НЕСТЕРЕНКО