00:00, 28 января 2004 года

Вернули старушке избушку

См. «Петля от Фемиды» (31.10.2003 г.)

Изложенные в письме факты полностью подтвердились. Сгорбленная (результат перелома позвоночника) седая старушка действительно жила в курятнике вместе с тремя уцелевшими курочками. Холод, поверьте на слово, в этом «жилье» был собачий. Печка, правда, имелась. Но к ней – ни одного полена дров. В таких условиях пенсионерка с сорокалетним рабочим стажем ютилась с апреля 2002-го. А в саманной хате, которую, будучи введенной в заблуждение, Холодова подарила бывшей соседке – Раисе Карапетян (она обещала ухаживать за старушкой до самой смерти, поддерживать в порядке жилье), размещалась семья сына Карапетян. Бабульку же просто вытурили…

Екатерина Холодова долго терпела и холод, и голод. Наконец (не сама – возмущенные соседи не выдержали и заставили искать справедливости) подала заявление в суд с требованием выселить из ее саманной избушки «варягов» и признать неправомерным договор дарения. Но не тут-то было: мировой судья Е. Бердикова посчитала, что доводы Е. Холодовой (она утверждала, что оформление договора дарения проводилось практически без ее присутствия, что дарить хатенку собиралась не Раисе Карапетян, а ее сыну) не находят подтверждения, и в удовлетворении иска было отказано.

Пенсионерка почти смирилась. Но не смирился Владимир Бельских, который обращался с письмом в редакцию. Выступая в качестве доверенного лица Холодовой, он обратился к губернатору края, к уполномоченному по правам человека, в краевой суд, который и расставил вроде бы все точки над «i». Постановлением президиума краевого суда от 13 января 2003 года решение мирового судьи было отменено в том числе и на основании того, что он «оставил без внимания доводы истицы о встречных обязательствах: об оказании ей ухода и содержания дома ответчицей и ее сыном». Дело было отправлено на новое рассмотрение в Новоалександровский райсуд.

Более полугода потребовалось судье этого района Д. Кондратенко, чтобы подготовиться к судебному разбирательству. Шестнадцатого октября минувшего года это разбирательство наконец-таки состоялось. И что вы думаете, судья стала на сторону обиженной полуграмотной старушки? Ничуть не бывало: она, по сути, «отменила» решение президиума краевого суда, признав договор дарения законным, а доводы истицы необоснованными.

После столь вопиющей несправедливости Екатерина Холодова накинула на себя петлю и шагнула с табурета. Спасли ее, смертельно уставшую от судебных разбирательств, соседи. Успели. А если бы нет? Смогла бы спокойно спать судья Кондратенко? Не знаю…

Знаю другое: очень внимательно отнесся к судьбе беспомощной пенсионерки председатель Ставропольского краевого суда С. Коровинских. Это он в порядке надзора вынес протест на решение мирового судьи и принимал участие в рассмотрении этого «негромкого» (не только в масштабах края, но и района) дела на заседании президиума, не оставил без внимания публикацию «СП» «Петля от Фемиды» (31 октября 2003 г.), сделал все, чтобы решение было обоснованным и справедливым.

И вот по кассационной жалобе Е. Холодовой состоялась судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда, которая вынесла следующее определение:

Решение Новоалександровского районного суда от 16 октября 2003 года отменить...

Признать договор дарения домовладения, зарегистрированный 8 июня 2001 года между Холодовой Е.А. и Карапетян Р.Я., недействительным…

Вроде бы надо, наконец, ставить точку. Однако особого чувства удовлетворения почему-то не испытываю: уж слишком редко в наше непростое время торжествует справедливость по отношению к людям бедным и немощным…