00:00, 21 января 2004 года

Хищники

Cпросите, почему? Ответ «написан» на пастбищах и озимых полях колесами внедорожников. Они буквально исполосованы шинами «Нив», «уазиков», «джипов»… Начиная со дня открытия сезона на пернатую дичь, браконьеры бьют из-под фар все, что шевелится. Не брезгуют не вылинявшей еще лисицей и не набравшим веса зайцем, уничтожают занесенных в Красную книгу куропаток. Канонада по ночам стоит такая, что сторожа полевых станов выскакивают из теплых помещений в одном исподнем: «А ну как банда Басаева «навестить» пришла?».

Хищники на вездеходах попадаются егерям и охотинспекторам редко: попробуй угнаться на потрепанном «уазике» за «Пандшеро» или «Мицубиси». А если и догонишь, то на требование остановиться, можно получить заряд картечи или пулю…

Немоторизованные браконьеры «ловятся» чаще. Год с небольшим назад начальник госохотнадзора В. Вакуленко при довольно курьезных обстоятельствах задержал в Бештаугорском заказнике некоего В. Мыльникова. Последний сидел с двустволкой на дереве и поджидал спешивших к водопою диких кабанов. Получилось, что сам оказался в ловушке: быстро спуститься вниз и убежать у него просто не было возможности.

В ходе разбирательства выяснилось, что Владимир Мыльников не только грубейшим образом нарушил правила охоты, но и совершил серьезное уголовное преступление: незаконно хранил оружие и боеприпасы.

Минераловодский городской суд наказал браконьера довольно жестко: три года лишения свободы с установлением испытательного срока два года и выплата штрафа в сумме 180000 рублей. Нет, я не ошибся: именно сто восемьдесят тысяч. Это сколько ж домашних свиней можно было бы приобрести за такую сумму?

Братьям Кулешовым из Ставрополя Ипатовский районный суд (охотились на территории Ипатовского района, где и были задержаны работниками охотинспекции) штрафа не назначал: Юрий и Константин получили по два года условно. С точки зрения обывателя, за сущую безделицу: старший брат (Юрий) передал младшему, не имевшему разрешения на хранение и ношение оружия, свою двустволку. Здесь не только в браконьерстве суть: а если бы случилось несчастье при неосторожном обращении с оружием? Кому отвечать? Конечно, законному владельцу...

Как ни странно, наибольшую активность в незаконной добыче дичи проявляют не сельские жители, страдающие от хронического безденежья, а горожане. К примеру, в охотугодьях вблизи села Нижняя Александровка в конце минувшего года за браконьерский отстрел куропатки задержан гражданин Виталий Лежко. Ему пришлось уплатить штраф - семьсот пятьдесят рублей. В пойме реки Калаус задержали жителей Светлограда Александра Соловьева и Евгения Подзолко, которые поджигали сухую растительность, чем уничтожали среду обитания диких животных…

Но и «деревенские» с живой природой не особенно церемонятся: в Курском районе попались с поличным Фатмир Кодзова и Александр Рябцев, незаконно промышлявшие ондатру с помощью капканов…

Примеров можно приводить множество. Только вот станет ли от этого меньше желающих поживиться дикой свежатинкой? Думаю, ссылки на то, что рост браконьерства вызван тотальным обнищанием населения края, абсолютно беспочвенны. Возьмем тех же владельцев внедорожников. Они что, с голоду помирают? Ведь бензин и боеприпасы, затраченные на «дикую» охоту, стоят в несколько раз больше, нежели несчастный, застреленный из-под света фар заяц.

Честное слово, обидно и горько. Чем же мы хуже не очень-то отличающихся от нас стран бывшего социалистического содружества – Польши, Венгрии, Германии (бывшей Восточной)? По площади каждая из этих стран практически сравнима с территорией Ставрополья. Но там в изобилии водятся и олени, и дикие свиньи, а фазаны даже в города залетают. А все потому, что люди думают о будущем, о своих потомках.

У нас же в последнее время в изобилии только волки, лисицы, шакалы, да еще и двуногие хищники.