00:00, 13 января 2004 года

И стиральный порошок

Никогда еще редакция не получала подобных жалоб от почтовых служащих, многие из которых, работая не на полную ставку, озабочены сейчас как раз другим – расширением сферы своих услуг. Кто же конкретно взял на себя миссию выступать от имени всего коллектива? И какого именно? Ведь в Благодарном несколько отделений...

Случай представился – ваш корреспондент заглянул на почту.

- Ну как же мы можем отказываться от такого весьма серьезного для нас источника пополнения своих доходов, как реализация товаров повседневного спроса! – воскликнула начальник районного узла почтовой связи Л. Серова. – Уже около десяти лет занимаемся нетрадиционными услугами. Благодаря этому, можно сказать, и платим тем же почтальонам зарплату. Им ли не знать, как снизился в последние годы объем почтовых услуг: люди меньше пишут, меньше выписывают периодических изданий, меньше отправляют посылок, денежных переводов. Должны же мы как-то преодолевать финансовые трудности. Вот и ищем дополнительные источники доходов. И скажите: кому от этого плохо? Разве это не в интересах населения, если, скажем, параллельно со знаками почтовой оплаты мы предлагаем ему тот или иной товар?

Да, это дополнительная нагрузка. В течение квартала мы должны, как минимум, получить 80 тысяч рублей доходов от продажи товаров. Но нам это под силу. Почтальонам приходится вкладывать, как написано в жалобе, свои деньги? А кто их об этом просит? Вы лучше предлагайте товар своей клиентуре, учитесь торговать… Тут надо еще разобраться, что и к чему. Ведь бывает и так: кто-то не сумел продать то же мыло – взял себе, но деньги-то, естественно, надо заплатить за него свои. И потом. Ну не получается у тебя – приди ко мне, выскажи свои предложения, вместе подумаем, что можно предпринять...

Конечно, недовольство почтальонов вполне объяснимо. И эти вопросы неизбежно могут всплывать, обсуждаться в своем кругу, на производственных совещаниях. Но ведь другого пути нет, если почта хочет выжить, а мы все – сохранить в крае единое информационное производство.

А что думают о продаже товаров сами почтовые служащие? Оператор по подписке районного узла связи И. Голованева говорит о том, что наибольшая часть подписки на периодические издания делается в районе не в отделениях почтовой связи, а по месту жительства населения, особенно в селах.

И еще.

- Недавно мы, - замечает Ирина Викторовна, - провели анкетирование населения и выяснили, что в районе среди различных категорий подписчиков 68 процентов составляют пенсионеры.

Это, конечно, не значит, что они являются и наиболее читающей «прослойкой» общества, поскольку в семье та или иная газета попадает в руки и остальных домочадцев. Но оформляют-то подписку именно они, пенсионеры. Часто они оказываются наиболее «денежными»: большую ли, маленькую, но пенсию получают с завидным постоянством (в отличие от производственников), регулярно. И опять же доставляют им ее почтальоны.

Все это – и что подписка оформляется на дому, и на чьи деньги, и кто доставляет пенсию – имеет к теме нашего разговора самое непосредственное отношение.

Несет, к примеру, своим клиентам пенсию Любовь Васильевна Потапова:

- А вы не забыли, Марья Ивановна, о том, что подписка уже заканчивается? Я все сама заполню. Договорились… Стиральный порошок, что я прошлый раз вам приносила, еще не весь вышел? Хорошо. А мыло? Я прихватила с собой специально для вас. Вот, пожалуйста. Говорите, чего вам надо еще. Принесу в следующий раз. Да, и открытки к празднику. У нас их, кстати сказать, 48 видов.

Хотя сама Любовь Васильевна уже пенсионерка, но она не считает, что такая дополнительная нагрузка для нее в тягость или слишком уж обременительна. Точно так же работают и другие почтальоны.

- Прошу учесть еще и то, - говорит начальник Благодарненского почтового отделения № 2 А. Дадалян, - что один лишь проезд на маршрутке на рынок с нашего отдаленного района и обратно обходится человеку в десять рублей. А почтальон сам приносит ему этот товар – бесплатно. На нашем участке, кстати сказать, много пожилых людей, которые даже и на улицу не всегда могут выйти. Кроме того – цена! На почте она не выше, чем на рынке, а нередко хоть на чуть-чуть, но ниже. Людей это тоже устраивает.

Так обстоит дело в городе. А в отдаленных селах, которых не очень-то жалуют своим вниманием коммерсанты-предприниматели, нетрадиционные услуги почтальонов тем более востребованы.

- Я думаю, - высказывает свою «версию» А. Дадалян, - жалобу в редакцию могли написать те, кто недавно начал работать на почте и еще не понимает того, что, хотим мы того или нет, но торговать – это в наших интересах. Прошли те времена, когда работа почтальона заключалась лишь в том, чтобы бросить в почтовый ящик письмо. Сейчас и его просто так не бросишь: письма идут, как правило, заказные, их надо лично вручать адресату. А что касается лотерейных билетов – в основном это «Русское лото» и «Золотой ключ», - и тех, и других приходится на почтальона по одному в месяц. У кого есть подход к людям, те свободно их реализуют. Ну а не получится - можно и себе оставить. Я сколько раз брал нераспроданные – и по 40, и по 80 рублей выигрывал.

- В общем я так скажу, - заключает собеседник, - в нашей работе очень важно находить общий язык с клиентами. Ты к ним уважительно относишься – и они в долгу не остаются.

…Наверное, надо было все-таки списать эту жалобу в архив, не рассматривая: нет проблемы! А если кому-то и кажется, что есть, - она выеденного яйца не стоит. Впрочем, не будь этого письма – не представилось бы и повода лишний раз рассказать о государственной службе, которая в отличие от других ведомств не имеет в городах и районах края дорогостоящих особняков, едва сводит концы с концами, но не гнушается никакой работы.