СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА ГОСТЕВАЯ КНИГА КАРТА САЙТА
Первый российский фестиваль экстремальных видов туризма и спорта 'ПЯТИГОРИЯ – 2004'
ВЛАСТИ
• Юрий Гонтарь: Решения будут правовыми
ПРАВО И ЗАКОН
• Браконьеры из рыбоохраны
• Обижают!
ОБЩЕСТВО
• Бригада плюс
• Слушать и слышать
• Непредсказуе-
мый подиум
ЖИЗНЬ
• Когда мечтали о кримплене
ТЕСТ
• Не верь ушам своим
• Не все покупателю масленица
ДОСУГ
• Клуб ОК!
Рассылки
Subscribe.Ru
Ставропольский край - новости
Участник конкурса 'Золотой сайт'
KavkazWeb
ПОИСК На сайте
В Яndex

ПАРТНЕРЫ
• "Вся РОССИЯ"
• Ставрополье. Территория сотрудничества
• 26.RU
• Катренко.ru
• Футбольный клуб "ДИНАМО" Ставрополь
• Официальный сайт Президента и Правительства КЧР
• ВОЛГАинформ
• Столица С
• Газета "Владивосток"
• "Северная неделя"
• "Вечерний Ставрополь"
• "Юца. СКДК"
Звезда. Пермская областная газета

Слушать и слышать

Марина РАСКЛАДКИНА, фото автора

'Межкультурные' дебаты: М. БЕРГЕЛЬСОН (МГУ) и Д. ДЭЙЛИ (Garroll College, USA) В Ростове-на-Дону прошла вторая международная конференция «Коммуникация: теоретические и прикладные аспекты»

В представительном научном форуме приняли участие исследователи не только из 28 городов России, но и из ближнего и дальнего зарубежья (Беларуси, Казахстана, США, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов), работающие в самых различных областях социально-гуманитарного знания: философии, социологии, лингвистике, филологии, психологии, педагогике, PR, маркетинге и рекламе. Их объединяло одно - желание объяснить феномены коммуникации с теоретической точки зрения и совместными усилиями сделать еще один шаг на пути развития коммуникативного образования в России.

Организатором конференции выступила Российская коммуникативная ассоциация (РКА) – первая профессиональная некоммерческая организация такого научного профиля, созданная в 2000 году в России. В ее составе – десятки российских и зарубежных исследователей и специалистов-практиков.

- Главные задачи ассоциации как профессионального сообщества достаточно широки, - говорит президент РКА Ольга Матьяш. – В общих чертах их можно охарактеризовать так: развитие коммуникативных дисциплин в социальных науках, развитие обучения коммуникативным дисциплинам в российских вузах, расширение сотрудничества российских и зарубежных вузов, которые имеют сходные цели и задачи.

Один из дней конференции был полностью отдан мастер-классам, на которых специалисты по коммуникативной практике знакомили участников с механизмами психологического влияния и психологической защиты, учили эффективному общению с коллегами, учениками, клиентами.

Например, один из тренингов назывался «Коммуникативный мост: встреча на границе культур». Русские и американские участники были разделены на две группы, и одна из них должна была доказать, что они никогда не смогут понять друг друга, что слишком велика пропасть между языками, между стилями жизни, интересами, мировоззрением, к тому же человек по природе своей эгоистичен и не умеет слышать и слушать. А другая группа, в свою очередь, убеждала, что главное – желание понять представителя другой национальности, другой страны, проникнуться его интересами, заинтересоваться его культурой, а человек интересующийся всегда открыт к контакту и готов решать совместные проблемы.

После окончания тренинга его участники с изумлением говорили, что для них исчезли многие стереотипы, существовавшие годами, появилось желание слушать и слышать другого, пришло осознание, что многие невзгоды человека – от неумения общаться, нежелания строить отношения с другими людьми.

- Но всему этому надо учиться, - уверяет О. Матьяш. - Свыше десяти лет назад, работая в педагогическом вузе и наблюдая работу студентов на школьной практике, я недоумевала, почему в программе подготовки высшей школы так мало внимания отводится обучению навыком общения? Почему мы не учим будущих педагогов, равно как и других специалистов гуманитарного профиля, строить общение, взаимодействие с разными коммуникативными партнерами, будь то ученик, родитель или коллега, не учим распознавать, какие действия они производят теми или иными словами и интонацией, какой они вкладывают в это смысл? Если же восполнять этот пробел в подготовке специалиста, то какие именно дисциплины и курсы должны готовить педагога к тому, чтобы быть грамотным, компетентным коммуникатором.

Подобные же вопросы приходили мне в голову, когда волей-неволей приходилось «соприкасаться» с нашей российской сферой социального обслуживания. Почему, например, приходя в магазин, поликлинику, на почту, в банк, ЖЭК, любую приемную, мы почти автоматически оказываемся в зависимости от «доброго расположения» тех, кто должен нас обслуживать? Почему не они, а мы – покупатели, пациенты, клиенты, потребители услуг - ищем их расположения, благодарны, если нас удостоили взглядом, не оборвали на полуслове, не отказали резко, и уж тем более благодарны, если нам приветливо улыбнулись, поздоровались, выслушали и дали исчерпывающий ответ, то есть нас нормально, по-человечески обслужили? Иными словами, почему специалистов различных профилей - не только гуманитариев, но и руководителей-управленцев и работников сферы обслуживания практически не учат работать с людьми, эффективно строить коммуникативный процесс и управлять им?

Конечно, ситуация изменилась, или же меняется, и спрос на такого рода профессионализм растет как в социально-экономическом плане (плохо обслуживать может быть весьма невыгодно), так и в социально-психологическом (сегодняшние потребители более осознанно и настойчиво могут заявлять о своих правах и требованиях). Но вопрос о коммуникативной подготовке специалистов тем самым не снимается, напротив, приобретает еще большую актуальность, - резюмирует Ольга Ивановна. - Актуален по-прежнему и вопрос, насколько соответствует сегодняшняя программа подготовки специалистов изменившимся социальным условиям?

С попыткой решить проблему «учебно-методического голода» связано одно из интересных начинаний РКА – международный книжный проект. Американские преподаватели и студенты собирают различные учебники для ознакомления российских коллег с особенностями преподавания и изучения коммуникативных дисциплин. Затем книги рассылаются в российские вузы, которые изъявили желание участвовать в этом проекте, организуются передвижные библиотеки. Уже довольно большая подборка литературы доступна студентам и преподавателям волгоградских, ростовских учебных заведений, на очереди – еще несколько городов России.

Уже больше года работает виртуальное представительство РКА – сайт www.russcomm.ru, на нем размещены полнотекстовая библиотека публикаций, каталог электронных ресурсов на коммуникативную тематику, множество другой интересной и полезной информации, которой в учебно-практических целях могут пользоваться все желающие.

Ставропольские ученые с ассоциацией сотрудничают давно. Первая конференция РКА проводилась на базе Пятигорского государственного лингвистического университета, во второй представители вузов края принимали самое активное участие. Большой интерес и живое обсуждение вызвал доклад профессора Ставропольского государственного университета В. Грязновой, посвященный исследованию оценки качества и уровня владения русским языком государственных служащих Ставропольского края. Виолетте Михайловне предложено войти в состав редакционного совета Российской коммуникативной ассоциации и вместе с профессором ПГЛУ Н. Грейдиной организовывать работу российской группы экспертов–рецензентов.

Официальным международным признанием деятельности РКА явилось партнерство с NCA – Национальной коммуникативной ассоциацией США. Это большая профессиональная организация, в которой участвуют более 7 тысяч человек из 20 стран. Россия получила право организовывать собственные секции на конвенциях NCA и посылать своих представителей на летние семинары в США.

В июне 2002 года на первой российско-американской коммуникативной конференции прозвучало высказывание одного из участников: «Можно утверждать, что двадцать первый век будет веком коммуникации». В этом утверждении отразилась, несмотря на некую его категоричность, смелая попытка определить место коммуникативного знания в среде современных наук о человеке…

ПРОЕКТЫ 'СП'
АФИША
29 июня - "ГАРРИ ПОТТЕР И УЗНИК АЗКАБАНА" - к-р "Салют"; "НА РЫБАЛКУ" - к-р "Пирамида"; "КРАСАВЧИК ДЖО" - к-р "Октябрь";
ПОДРОБНАЯ АФИША
ВЕРНИСАЖ
Немецкий мост. фото Ивана Овсянникова
ФОТО-
РЕПОРТАЖИ

• Фестиваль экстрима "Пятигория-2004"
• Фестиваль "Мир Кавказу" в Домбае
СОЮЗ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ
• Семинар по экологической журналистике
• Конкурс "Современная Россия глазами молодых"
ГУБЕРНИЯ
•  Один в поле воин
•  «Учебная» тревога
•  Неизвестный Андропов / 90 лет со дня рождения
•  Мешки из котельной / музей памяти Ю. В. Андропова
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
• "Тишка"
• "Сны в отрывках"
• "Web-страница из будущего"
• Призеры краевого фестиваля фантастики-2004
ВЕСЬ АРХИВ
ИЮНЬ'04
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
МАЙ'04
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Copyright © 2001-2004, редакция газеты "Ставропольская правда". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.stapravda.ru обязательна
webadm@stapravda.ru