СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА ГОСТЕВАЯ КНИГА КАРТА САЙТА
Первый российский фестиваль экстремальных видов туризма и спорта 'ПЯТИГОРИЯ – 2004'
ВЛАСТИ
• Пошла, родимая…
ОБЩЕСТВО
• Кто отключил рубильник
• Журналистский марафон длиною в год
• Наши кадры
СЕЛО
• Комбайны замолотили
БЕЗОПАСНОСТЬ
• Кто оборотень, кто - хранитель
ЭТО ИНТЕРЕСНО
• Их Лик небесный осенил
СПОРТ
• Праздник красоты и грации
ДОСУГ
• Клуб ОК!
Рассылки
Subscribe.Ru
Ставропольский край - новости
Участник конкурса 'Золотой сайт'
KavkazWeb
ПОИСК На сайте
В Яndex

ПАРТНЕРЫ
• "Вся РОССИЯ"
• Ставрополье. Территория сотрудничества
• 26.RU
• Катренко.ru
• Футбольный клуб "ДИНАМО" Ставрополь
• Официальный сайт Президента и Правительства КЧР
• ВОЛГАинформ
• Столица С
• Газета "Владивосток"
• "Северная неделя"
• "Вечерний Ставрополь"
• "Юца. СКДК"
Звезда. Пермская областная газета

Кто оборотень, кто - хранитель

Ирина БОСЕНКО, Эдуард КОРНИЕНКО (фото)

инспектор дознания Е. Малаштан и инспектор-дежурный П. Савченко Ежедневно, перемещаясь на собственном или общественном транспорте, мы даже не задумываемся, какой труд вложен в нашу безопасность на дорогах. А слово гаишник ассоциируется с поборами, а в последнее время и с пресловутыми «оборотнями». На самом же деле сотни людей в погонах круглосуточно и при любой погоде неотступно следят за дорожным порядком, чтобы оградить нас от несчастья. Понаблюдать за этой окутанной множеством небылиц и мифов работой мы решили своими глазами вместе с сотрудниками ставропольского батальона УГАИ ГУВД СК выехали на дежурство на дороги краевого центра. Причем профессию в данном случае выбрали определенную – дознавателя.

Покой лишь снится…

проверка документовОсобенно хорошо эта профессия знакома тем автовладельцам, которые бывали в дорожно-транспортных происшествиях. Поскольку в обязанности дознавателя входит рассматривать в деталях ДТП и выносить вердикт – кто виноват, а кто нет. Итак, представлю спутников – инспектор дознания Евгений Малаштан и инспектор-дежурный Павел Савченко. Вообще, в батальоне работают девять дознавателей, которые обслуживают Ставрополь и прилегающую территорию. Один из них сутки дежурит на дорогах, то есть выезжает на место ДТП, остальные разбирают дела в управлении.

- Евгений, как много вам приходится в сутки оформлять дорожно-транспортных происшествий?

- Зависит от разных факторов: например погоды или дня недели. Случаются дни спокойные, а бывает, что ранним утром уезжаешь и лишь следующим возвращаешься.

Рассказываю собеседнику, как по дороге мы увидели аварию и остановились сфотографировать. На удивление, водители наперегонки бросились к нам рассказывать о происшедшем. Оказалось, нас приняли за страховых агентов!

- Страховые компании нам добавили много работы, - констатирует Е. Малаштан. – Когда не было обязательного страхования, многие водители, причинив машине легкие повреждения, предпочитали разбираться самостоятельно, теперь же все желают оформляться. Так, если раньше в среднем за год мы фиксировали около 1700 ДТП, то теперь только за истекшие несколько месяцев – около двух тысяч.

Нарушителям на дороге не место

Беседу прерывают позывные рации: авария на кольце у «стелы». Приезжаем. Оказывается, ничего серьезного – на повороте маршрутка зацепила «легковушку». Первой почти не досталось, а вот новенькую «десяточку» помяли. Кстати, за минувшие полдня в Ставрополе – это уже второе ДТП с участием маршрутного такси.

- Маршрутчики, таксисты, которым, казалось бы, нужно ездить аккуратнее всех, часто попадают в ДТП. Другая категория опасных водителей – люди пожилые или, наоборот, очень молодые, – рассказывает дознаватель. – Из видов транспорта, наиболее подверженных риску, можно выделить скоростные иномарки и, напротив, старые машины. И, конечно, изначально опасная категория – мотоциклы.

Делаем на дороге все необходимые замеры, рисуем схему движения автомобилей, опрашиваем водителей… На всю процедуру уходит где-то час-полтора. Мимо проносятся машины, откуда место аварии с иронией во взгляде рассматривают десятки любопытных глаз. Вдруг одна иномарка «подрезает» другую. Еще чуть-чуть, и произошла бы авария. Водители, не стесняясь в выражениях, высказывают друг другу все, что они думают по этому поводу, и разъезжаются. Под впечатлением от увиденного рождается очередной вопрос:

- Вам приходится общаться с самыми разными людьми. Часто грубят? Зависит ли как-то поведение водителя от его достатка и марки машины?

- В общем, нет. Тяжелее всего общаться с 18-19-летними. Они несдержанны, агрессивны. Взрослые же ведут себя более корректно и на дороге, и во время общения. Понятно, что, пережив аварию, человек находится в стрессовом состоянии. Если он нервничает, то пытаемся его успокоить, перевести беседу на более дружеский лад. Главное в нашей работе - установить контакт. Тем более, что часто водители скрытничают или просто врут – подстраивают ситуацию под себя. При сопоставлении фактов это сразу видно. И тогда приходится долго с ними беседовать, наводящими вопросами восстанавливать истину.

- А как ведут себя в такой ситуации женщины-водители? Наверное, кокетничают…

- Нет. В отличие от мужчин они меньше хитрят. И вообще очень серьезно относятся ко всему произошедшему. Хотя бывают, конечно, и среди них «сказочницы».

- Евгений, насколько вы оцениваете теоретическую подкованность наших водителей: знание правил дорожного движения и юридической грамоты?

- Ниже среднего. В основном знания явно поверхностны. При этом правила умудряются трактовать каждый по-своему, при столкновении – «выворачивать» под себя. Плохо у наших водителей и с юридической культурой. Хотя встречаются, конечно, люди грамотные.

Несчастливое «тринадцать»

Следующими нашими «клиентами» оказываются «Ока» и «Москвич». Авария опять же несерьезная. И снова на одной из самых оживленных городских дорог. Водитель «Оки» - житель Туркменского района да к тому же бывший сотрудник ГАИ. Видно, что человек опытный. Без вопросов выполняет все, что необходимо для процедуры оформления. Водитель «Москвича», растерян. «Первый раз?» - спрашиваю. «И надеюсь последний!» - перепуганно восклицает он. Причиной аварии стала его машина, заглохшая перед светофором. Вот только кто же из них виноват, я так и не поняла. На мой вопрос Павел отшучивается: «Заправщик!». «Он-то тут при чем?» – недоумеваю. «Так не заправил бы машину, та б и не поехала никуда…»

Кстати, П. Савченко работает в ГАИ уже одиннадцать лет. Оказалось, он настоящий кладезь интересных историй и страстный поклонник рыбалки. Это его излюбленный метод отдыхать от работы. А еще Павел - человек суеверный (согласитесь, странная черта для милиционера!). Он верит, что по 13-м числам на дорогах нужно быть особенно осторожным.

- Часто встречаются повторные «клиенты»? Те, с кем уже приходилось общаться на ДТП, – спрашиваю по дороге.

- Очень. Причем есть и такие, которые неоднократно попадаются, но при этом постоянно не виноваты. Вот так не везет людям. Многих мы помним в лицо. Запоминают и нас. Бывает, что встречаемся на улице, здороваемся. Они рассказывают, чем дело закончилось, делятся впечатлениями.

– Выходим из машины и рассматриваем новых «клиентов». У стены стоит иномарка с огромной глубокой царапиной. Оказалось, так машину изуродовал не рассчитавший габариты «уазик».

- Вот вам – «рецидивист», знакомьтесь, - смеется Евгений.

Молодой водитель иномарки смущенно представляется: Эдуард. Оказывается, за последний год на его счету это уже третье ДТП. Причем последний раз с дознавателем Малаштаном они виделись в конце мая.

Водитель же «уазика» Павел Иванович расстроен донельзя.

- Ну надо же! Несколько дней до пенсии осталось. 44 года за рулем и ни одного происшествия, и тут… - сокрушается он, засыпает дознавателя вопросами о том, как ему быть дальше. Но инструкции дает Эдуард:

- И еще, завтра в 8 утра нужно быть в управлении. Могу, Павел Иванович, за вами заехать.

- Вы уже подружиться успели?! – удивляюсь.

- Представляете, прямо анекдот: сижу в машине, никого не трогаю. Тут появляется «уазик». И как… В общем, выскакиваем мы ошарашенные. Просим сигареты друг у друга. Оказывается, оба на днях курить бросили. В общем, пока вас ждали так и познакомились, – рассказал Эдуард.

О красивых девушках и профессиональном цинизме

- Был у нас случай, когда на стоянку залетел «Фольксваген-пассат». Ударил штук шесть машин, а потом вверх колесами «улегся» на их крыши. Вот еще случай – мужчина на грузовичке пытался переехать железнодорожный переезд, и столкнулся с… поездом. Невнимательность за рулем, пьянство, превышение скорости, попытки «проскочить» или перестроиться, отвлечение внимания на разговор по сотовому телефону, на проходящих красивых девушек – все это может привести к дорожно-транспортному происшествию, – комментирует Евгений Малаштан.

Последнее утверждение - насчет девушек – лично я всегда считала анекдотом. Оказалось, основан он на реальных событиях. Об одном из них произошел несколько лет назад, - рассказал инспектор-дежурный Павел:

- Однажды кавказский мужчина влетает на «копейке» в столб. Приезжаем на место, рассматриваем повреждения. Машину жалко. «Ну что же ты так неаккуратно, машину угробил!..» – говорим ему. А он в ответ: «Вай, да что вы все машина-машина… Какая дэвушка по улице проходила!!!»

…Хорошо, что в этот день в городе страдали от дорожно-транспортных происшествий только машины, подумала я, прощаясь с Евгением Малаштаном и Павлом Савченко. Когда люди - страшно и тяжело. Хоть и выработался у милиционеров за много лет работы своеобразный защитный рефлекс – профессиональный цинизм. Да только как останешься равнодушным к человеческой боли и страданию!

При содействии УГАИ ГУВД СК

ПРОЕКТЫ 'СП'
АФИША
25 июня - "СТРАСТИ ХРИСТОВЫ" - к-р "Салют"; "Таинственная река" - к-р "Пирамида", "КОРОЛЬ. ДАМА. ВАЛЕТ" в драмтеатре
ПОДРОБНАЯ АФИША
ВЕРНИСАЖ
Пещера. фото Ивана Овсянникова
ФОТО-
РЕПОРТАЖИ

• Фестиваль экстрима "Пятигория-2004"
• Фестиваль "Мир Кавказу" в Домбае
СОЮЗ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ
• Семинар по экологической журналистике
• Конкурс "Современная Россия глазами молодых"
ГУБЕРНИЯ
•  Один в поле воин
•  «Учебная» тревога
•  Неизвестный Андропов / 90 лет со дня рождения
•  Мешки из котельной / музей памяти Ю. В. Андропова
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
• "Тишка"
• "Сны в отрывках"
• "Web-страница из будущего"
• Призеры краевого фестиваля фантастики-2004
ВЕСЬ АРХИВ
ИЮНЬ'04
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
МАЙ'04
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Copyright © 2001-2004, редакция газеты "Ставропольская правда". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.stapravda.ru обязательна
webadm@stapravda.ru