00:00, 26 декабря 2003 года

Там, за туманами…

В большинстве своем не отягощенным экономическими познаниями россиянам не отличить частную управляющую компанию от негосударственного пенсионного фонда, и не понять чем один инвестиционный портфель предпочтительнее другого. Впрочем, и пишущие на тему пенсионной реформы журналисты подчас, испытывают насущную потребность в разъяснении тех или иных ее моментов. Так что прошедший недавно в Краснодаре семинар "Что мы знаем о пенсионной реформе?" стал успешной и своевременной попыткой утолить этот информационный голод. Его организаторы Институт развития региональной прессы (С.-Петербург), управляющая компания "РН-траст" и негосударственный Пенсионный Фонд "Нефтегарант" пригласили участвовать в нем представителей печатных и электронных СМИ Юга России. И можно лишь согласиться с Анной Шароградской, директором института, что необходимость такого мероприятия подсказана самой жизнью.

Надо сказать, что журналистам представился по-своему уникальный случай: они получили в свое распоряжение сразу нескольких участников пенсионной реформы и государственных и негосударственных, плюс - независимого юриста. Такой состав семинара определил и то, что из лекционной формы он порой перетекал в дискуссионную.

О том, что нового появилось в российском пенсионном законодательстве и о правовой основе реформы, в том числе и о проблемах правоприменительной практики рассказала Дарья Милославская, руководитель юридической службы Института региональной прессы. Нам показалась любопытной информация о схемах ухода работодателей от уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и о том, как работнику можно проверить правильность уплаты этих взносов. Помимо просто открытой неуплаты работодателем может использоваться и такой момент, как "теневая" зарплата. Это означает, что если вы получаете зарплату в "конверте", то, разумеется при этом единый социальный налог (в него входят и взносы в ПФ) не выплачивается. Так же, если только часть зарплаты проводится по ведомости, а другая опять же "серая", налог, соответственно, будет уплачиваться только с "легальной" ее части. Само собой при таком раскладе мы теряем в своих пенсионных правах и под старость лет нам это грозит суперскромной пенсией.

Острый момент возник на семинаре во время обсуждения возможности выбора управляющей компании. По закону мы имеем право такого выбора один раз в год и можем перевести средства накопительной части пенсии в доверительное управление от одной УК в другую. ( Напомним, что теперь те, кто имеет право на такую часть пенсии, могут доверить ее либо государственой УК - Внешэкономбанку, либо любой из 55 частных УК заключивших договоры с ПФР.) Однако, представители государственного Пенсионного фонда, возврат из частной УК в государственную считают невыполнимым. На семинаре было заявлено, что такая возможность только рассматривается. Но Дарья Милославская и Михаил Гайдуков, генеральный директор НПФ "Нефтегарант" высказали полярную точку зрения. С позиции законности, полагают они, мы все же такое право имеем и никаких технических препонов для этого тоже нет. Так, что надо думать если ближайшее время этот вопрос не будет урегулирован, то уже в следующем году ПФР может поиметь судебные разбирательства с застрахованными лицами, желающими сменить ЧУК на ГУК.

Кстати, Евгений Григорьев, экономист, начальник аналитической группы ООО "Управляющая компания "РН-Траст" удовлетворил любопытство журналистов по части того, как именно , по каким схемам будут работать с нашими пенсионными накоплениями частные управляющие компании. Вопрос не праздный, потому, что его неясность порождает повышенный страх перед рисками связанными с выбором УК. Схема управления, представленная Григорьевым на первый взгляд достаточна сложна, тем не менее, как мы убедились, она подразумевает многоступенчатую отчетность и контроль. По мнению экономиста оценить эффективность той или иной УК мы сможем только через 2-3 года. Но главное требование здесь - прирост будущих пенсий должен каждый год равняться или быть выше инфляции за этот же период.

Если же о деятельности УК, россияне и, в частности, ставропольцы имеют хотя бы какое-то представление, то о негосударственных пенсионных фондах почти никакого. Поэтому лекция Михаила Гайдукова о негосударственном пенсионном обеспечении оказалась как нельзя кстати. Ведь уже в наступающем 2004 году мы сможем выбрать себе и негосударственный пенсионный фонд.

- НПФ - это социально-финансовая структура, а УК- чисто финансовая, - так обозначил Гайдуков главное различие между этими институтами. Кроме того, НПФ - это альтернатива государственному пенсионному фонду. И тут нужно знать, что выбравший НПФ человек теряет государственные гарантии по пенсионному обеспечению.

В России на сегодня действуют 286 НПФ. Чем же они занимаются? В основном работают с юридическими лицами по корпоративным планам. То есть крупные фонды создают для сотрудников опять же крупных компаний корпоративную пенсионную систему. Это дает работникам дополнительное пенсионное обеспечение без личных затрат. А предприятию _ инструмент кадровой политики, возможность накопления существенных инвестиционных средств и другие плюсы.

Кстати, наши соседи краснодарцы в плане негосударственного пенсионного обеспечения, как оказалось продвинулись значительно дальше нежели Ставрополье. Здесь уже разрабатывается программа такого обеспечения. Рассматриваются и возможности пенсионных инвестиций в экономику края.

В рамках этого материала невозможно подробно осветить все содержание семинара. Он предоставил журналистам объемные данные и позволил получить ответы на многие вопросы. Мы предполагаем и дальше знакомить нашего читателя с полученной на нем информацией.